Март 2014. Дневник похода

Особенности Норвежского яхтинга

Путешествие на яхте обычно ассоциируется с летом, солнцем, теплом. Однако не только тропические моря достойны походов. В северном краю, в Норвегии, где иногда кажется что троллей можно встретить чаще чем людей, тоже ходят на яхтах. А уж по красотам (правда по северному суровым) эти места дадут фору любому южному морю.
Карта похода
Автомобилем, паромом, яхтой
Краткое содержание
Автомобильное путешествие в Норвегию, и поход на яхтах 13.03.2014-23.03-2014
В Берген на автомобиле. Первая часть
Петербург-Осло.

Как только я услышал, что одна из практик по яхтингу будет в Норвегии, то сразу же и без колебаний решил туда ехать. Норвегия давно стояла в списке целей для путешествия. И, возможность совместить посещение интересной страны с яхтенным походом, очень меня привлекала. Кроме того, Норвегия- это север. И тем более Норвегия в марте позволяла походить в суровых условиях, не похожих на изнеженное расслабление средиземного моря.

Старт был назначен из марины около Бергена, и возникла идея добраться туда не прибегая к противоестественному полету на самолете, а самым что ни на есть правильным путем, по земле. Я кинул клич, о попутчиках, и они быстро нашлись. Мы уже стали обсуждать паромы и пути, когда внезапно все они отвалились. В очередной раз урок - сразу бери залог! А то без залога люди склонны легко менять свои планы и подставлять. На меня тем временем напала работа, (причем она применила запрещенное оружие, организовав мне проблемы) да так, что я не успевал отбиваться от них. И я уже внутренне смирился, что придется лететь, но все образовалось, и новая команда попутчиков собралась в полном объеме. Проанализировав варианты, мы поняли, что оптимальным будет маршрут СПб -Турку, паром в Стокгольм-Осло-ночевка где-то по дороге в Берген. Олег, один из участников, забронировал паром туда-обратно, причем у него это вышло минимум на сотню евро дешевле, чем я сам находил варианты.

На этом подготовка к поездке для меня завершилась - и почти до самого отъезда, и даже во время пути, я занимался работой. Покидав вещи в машину, благо выбранный способ перемещения не требовал излишней компактности, и поспав пару часов, в четверг, 13 марта, мы стартовали. Сначала я забрал Алексея, потом Игоря, и затем заехали к Олегу в пригородный дом, привинтили на крышу багажник, и, наконец, двинулись в сторону Финляндии. Дорога ничем примечательным не запомнилась - даже поздний отъезд и застревание в Выборге,куда я по пути умудрился еще заехать по делам, не помешали нам приехать за два часа до парома. Частично это объяснялось полной пустотой на границе- мы вообще не ждали ни минуты ни на нашей, ни на финской стороне.
Паром Viking Line, оказался из новой серии, супер экологичным, и работал на газу. Мои спутники разглядели много технических новинок, вроде светильников на открытых палубах, которые самопроизвольно поднимались вверх-вниз. Забросив вещи в каюту- к слову, она оказалась очень комфортабельной, и даже присутствовала плазма, хотя брали мы чуть ли не самый дешевый вариант.

Порадовал шведский стол- его правда, пришлось оплачивать отдельно, но дело того стоило. Даже попробовать все вкусности не представлялось возможным. Я ограничился четырьмя видами икры, пятью видами лосося, тремя видами селедки, креветками, и мидиями. В конце, чуть хватило сил на арбуз. Колоритные официанты а-ля мексиканцы носили на шпажках мясо, и щедро отрезали громадные куски всем желающим. Ну, и вино с пивом входили в праздник живота.


Я не смог даже попробовать все виды икры и рыбы, что предлагал шведский стол на пароме
Утром, не задерживаясь в Стокгольме, мы направились в сторону Осло.

Швеция не поразила меня с своими ландшафтами – отличия в окружающей природе от Финляндии были минимальными. Впрочем, подтвердилось мое первоначальное впечатление от Швеции, сложившейся еще в первую поездку - она не так вылизана, и чуть более распиздяйна чем Финка.

Что поразило, так это обилие Макдональдсов на трассе. Кажется, они стояли через каждые двадцать километров. Около любой заправки и просто сами по себе. И заменяли собой все кафе и прочие закусочные. Впрочем, это очень удобно- бесплатные туалеты и быстрый и халявный интернет… И кофе попить можно.


Макдональдсы в Швеции выполняют роль придорожных кафе и забегалок
На выезде из Стокгольма, километров в десяти от города, справа мы увидели явление, не интерпретированное нами. Какие-то сараи, что-то напоминающее парники и вообще шанхай нелегального дачного-огородного сборища как это могло быть в России. Возможно, это были цыгане.

Граница Швеции и Норвегии тоже ничем кроме старой будки не выделялась. И природа, до самого Осло оставалась прежней- леса, озера, поля, мелкие скалы…

Мы, прочитав о том, что въезд в Осло платный, остановились на парковке, и отыскав автомат, очень долго пытались заплатить. За нами уже собралась очередь, когда нам это удалось. То, что это не Швеция а Норвегия, выдавали только норвежские травяные крыши на придорожных будках.
Норвежский придорожный сортир
Столица страны победившего мультикультурализма
Осло
В столице Норвегии мы были проездом. но успели бегло осмотреть город, и получить сильные впечатления
На подъезде к городу дорога нырнула в туннель. Теперь мы должны выехать прямо в центре, пошутил я, но это оказалось вовсе не шуткой.

Тоннель шел по берегу Осло-фьорда, под городом, и имел несколько подземных развязок, каждая из которых выводила либо в город, либо на одну из дорог, ведущих из него. Мы вылезли прямо в центре. И тут возникла проблема парковки. Дело было даже не в том, что просто парковки, пусть даже и платные на улицах отсутствовали как класс. Обилие встроенных паркингов с лихвой решало проблему. Но вот багажник на крыше машины делал нас невъездными в 90 процентов из них. Найдя, наконец, паркинг для высоких машин, и заплатив за четыре часа стоянки, мы отправились гулять по городу. Первое, что бросилось в глаза в Осло- огромное количество цветных, черных, арабов и азиатов. Из первых пятнадцати встреченных нами жителей Осло, десять или одиннадцать были отнюдь не викингами или их потомками. И в дальнейшем, это соотношение колебалось в диапазоне от 30 до 60 процентов.
Из десяти первых встреченных нами жителей Осло, восемь ничем не напоминали потомков викингов
Вообще, Осло произвел на меня впечатление несколько богемного города- обилие молодежи, безумных скульптур, метровых троллей, вставленных на продажу, живых статуй, и музыкантов- создавали и поддерживали это впечатление.
Один из игрушечных троллей мне почему-то напомнил Светлану Мартынчик, создателя персонажа Макса Фрая

Затрудняюсь сказать, какое впечатление оставил от себя Осло. Если Стокгольм, Рим и Лиссабон мне понравились, а Амстердам вызвал омерзение, то Осло скорее оставило меня равнодушным. Просто один из городов, и все. Впрочем, скорее все было ближе к негативу.

Во-первых, постоянно напоминал о себе нынешний состав населения. Вот хоть прогулка детского садика около королевского дворца.
А вот и сам королевский дворец

Во- вторых, я так и не решил проблему мобильного интернета. Пройдя достаточно большое расстояние по Осло, я нашел всего два магазина сотовой связи. Мой напрочь отсутствующий английский делал проблему коммуникации с продавцами локально нерешабельной, но позвонив знакомому в Россию, который хорошо знал язык, я выяснил неприятный факт. Мобильный интернет, по препейд картам Теленор у них был только по цене где-то полтора евро за ОДИН мегабайт.

Либо контракты, но тоже за многие сотни евро. Так что пришлось отказаться от интернета.

В третьих, я хотел пообедать. Но заглянув в пару кафе. С ужасом отказался от этого- какой-нибудь салат стоил там начиная от 120-130 крон. То есть 750-1000 руб. Я прикинул, что с моим аппетитом набег на подобное заведение обойдется мне тысяч в пять, и превентивно поборол искушение. Так что пришлось отказаться и от кафе. Таким образом, я оказался лишен двух из трех своих базовых потребностей.

Ну а в четвертых… Последнюю потребность я удовлетворять не собирался, но и тут Осло смог меня напрячь. Заключительным аккордом посещения, и так сказать, квинтессенцией толерастии, для меня стал вот этот ролик, на большом экране транслировавшим на улицу странный сюжет. Толерастия в кубе, так сказать. Ибо на нем два маленьких мальчика, белый и черный, обнаженные, нежно ласкали друг друга. Тов. Милонов от вожделения бы точно скончался на месте)))

Та самая пропаганда, которую у нас запретили. И правильно сделали.
.
Норвегия. Пробка. Зима.
Осло-Гуль.
Выехав из Осло, мы сразу попали в зиму, и в пробку. И то, и то было впервые за всю поездку. Вдобавок, сразу за Осло кончилась Финно-Швеция, и начались горы, и настоящая Норвегия
Мои спутники замерзли, и, оторвав от приобщения к нордической культуре, заторопили в дорогу.

Первым делом мы увидели лыжный склон. В наступающих сумерках, ярко подсвеченный сияющий белым снегом склон из еще серого Осло выглядел сказочно. Мы как раз проезжали бесконечные марины, сплошь уставленные яхтами- когда подняв взгляд, я увидел склон. Сначала я не поверил, что это возможно- в прошедшую зиму мы отвыкли от вида снега. Однако, завернув в ущелье, мы увидели снег повсюду- он лежал метровыми сугробами, и не думал таять. Однако, в этот момент, нас больше волновала пробка. Не знаю, в чем была причина, то-ли в ремонте дорог, то-ли в пятнице и бегству жителей из города, но самая настоящая пробка тянулась и тянулась и вверх и вниз по серпанину. Я посмотрел на карту, и расстроился- ближайшая развилка, где теоретически пробка могла рассосаться была далеко. И, в принципе не ошибся- она сопровождала нас километров 60-80.

Вообще, говоря, меня удивили Норвежские дороги. Узкие. Горные. Закрывающиеся. Подземные. Честно говоря, прочитав о «ОТЛИЧНЫХ НОРВЕЖСКИХ ДОРОГАХ» в путеводителе, я предположил, что как минимум дорога Осло- Берген будет автобаном. Но - ошибся. Впрочем, об этом позднее. Отказавшись от последней попытки пообедать, увидев цены на заправке, мы вырвавшись наконец из пробки, достигли городка Гуль, где у нас был забронирован коттедж.

Вот наш коттедж. Рядом с ним стоянка вертолета, возможно спасательного.

Маленькие коттеджи в горах
Желтый вертолет
Перевалы. Снега и тоннели
Гуль-Берген
Выехав из Гуля, мы решали, какой дорогой поехать. В Принципе, из Осло в Берген есть три основные дороги. Е16, самая северная, мы по ней изначально не поехали. Через Гуль можно поехать двумя маршрутами- по 52 дороге. И по 7. Семерка выглядела изначально более проезжей, но Игорь, взявший на себя навигацию в тот день, разглядел там паром, и мы решили ехать по 52- понятно было, что она горная, но зато без неожиданностей, как нам представлялось. Наивные!
Развилку, на которой стоял указатель, с какими-то надписями, современный аналог туда пойдешь это потеряешь, сюда пойдешь много дэнег заплатишь, мы миновали, и, разумеется, не читая. И покатили в горы. С каждым километром дорога становилась все уже, снега все больше, машин все меньше, а горы выше.
Сказочная, неральная, нечеловеческая красота.
Снег по самую крышу домов
Машин, сказать по правде не было вовсе. Ни попутных, ни встречных. В нас закралось смутное беспокойство, туда ли мы едем? Может, дорога перекрыта? Перевал, например? Чем выше мы поднимались в горы, тем больше становилось снега, и тем красивее пейзажи, и тем вероятнее казалось закрытие дороги. За все время пути, нам попались всего две, кажется, машины, причем они явно были сугубо местные. Хотя глядя на засыпанные по крышу дома, было непонятно, где же они тут живут. Мы несколько раз останавливались, фотографировались, в надежде, что нескончаемый путь в горы закончился, и мы на перевале. Но дорога снова уходила вверх…
И вот, наконец, мы достигли того, чего боялись. Шлагбаума.
Около него, стояла одинокая и маленькая машина, фольксваген поло, причем с поляками.
Ну, и мы встали в местную "Пробку"

Ее водитель нас обрадовал- через час, так как ветер утихает, дорогу возможно откроют.
Так и случилось. Дорогу расчистили, и две машины умчались по направлению к перевалу.

Не смотря на то, что машин почти нет, мощная техника постоянно расчищает перевалы.
Проехав некоторое расстояние этой дорогой, мы уперлись в громадные ворота. При нашем появлении они медленно раскрылись. Совсем ка ворота Мории! невольно подумал я. И там и в правду оказались чудеса. Норвежские туннели не могут не удивлять.
Спускаясь с перевала по другую сторону хребта, мы наконец увидели фьорды. С каждым километром вниз становилось теплее и мокрее.
Кратко о том, что такое чартерные яхты
Яхты

На яхту мы прибыли с трехчасовым опозданием, когда она уже была «принята» впрочем, этим мы никого не напрягли- обычно в первый день выходить в море так или иначе не получается. Закупки продовольствия, сбор команды, проверка яхты, отдых после дороги - все это препятствует выходу. Игорь, наш спутник по машине, так был в этом уверен, что забронировал отель в Бергене, и решил там провести ночь, что-бы придти в себя после дороги.

Обычно чартер яхт длится неделю. Яхту принимают в субботу, и сдают в пятницу вечером, или тоже иногда в субботу – когда в пятницу времени уже не остается.

Чартер (аренда) яхт- широко распространенное в мире явление. Практически в любом регионе, где есть море, возможно взять яхту, и создана инфраструктура для их обслуживания.

В Европе это в первую очередь Средиземное море. Впрочем, и Балтика, и Британия, и Атлантическое побережье и даже холодная Норвегия имеют все, для обслуживания ятхсменов. За пределами Европы популярны Карибы, Юго-восточная Азия, и многие другие регионы. Не надо думать, что это для избранных - на самом деле, яхтенный поход гораздо доступнее многих других способов путешествий. Современная яхта для своего управления не требует многочисленного и хорошо обученного экипажа в обычных условиях. Практически любая яхта туристского класса, требует максимум трех человек для управления ею, включая паруса, а многие такие яхты вполне управляются и в одиночку. За свою отнюдь не долгую еще историю яхтенных походов, я встречал уже много яхт, управляемых семейными парам, в том числе весьма пожилого возраста, или с маленькими детьми. Так, осенью в Турции, мы встретили на стоянке яхту, с пенсионерами весьма преклонных годов, пришедшую туда из Бельгии. Шли они, кажется, три месяца.

В последнее время увлечение яхтингом привлекло множество Россиян. В маринах средиземного моря, на любительских гонках яхсменов, русская речь звучит едва ли не чаще чем любая другая.

Для того, что-бы брать яхты в аренду, необходимы «права», которые в условиях России выдаются после обучения либо по «Английской» системе, Британской Королевской Яхтенной Ассоциации (RYA) либо по «Американской» - International Yacht Training (IYT) «Англичане» требуют обучения только на Английском языке, а «Американцы» разрешают учить и на других языка. Решив получить права, я конечно выбрал обучение на родном языке. Для того, что-бы получить сертификат IYT International Bareboat Skipper, дающий право самостоятельно управлять яхтой необходимо пройти теоретические курсы, и как минимум две двухнедельные практики в условиях реального моря. Для меня эта практика теоретически была второй. Теоретически, потому-что на прошлой практике, ветра почти совсем не было, и многие моменты по управлению яхты под парусом были просто непонятны.



Яхты бывают разные по размерам, но, на чартерных яхтах, по крайней мере основных типов, внутреннее устройство примерно одинаково. Центральную часть яхты занимает салон, где находится стол и диваны. На ночь стол переворачивается, и получается большое спальное место. Салон совмещен с камбузом. Стоит газовая плита, раковина, холодильник, шкафчики для посуды. В носу и корме, расположены каюты. Число их различно. Обычно три-пять. И они весьма тесны и неудобны, особенно кормовые каюты, так как там они расположены под палубой, и как минимум половина каюты имеет высоту около полуметра.

Туалеты, или гальюны, расположены как минимум в носу и корме, и имеют специфические ручки, для прокачки воды. Чаще механические, реже электрические. Иногда они совмещены с душем.

На палубе яхты тоже много всего интересного. В первую очередь это паруса. Обычно на чартерных яхтах два паруса Грот (мейн) и стаксель (генуя). Грот посередине, стаксель на носу. От парусов к лебедкам, механическим или механически-электрическим тянутся разноцветные веревки, которыми все это управляется. Как правило, что-бы что-то поднять, опустить, поменять гаслс, сделать поворот, или зарифить паруса, нужно какую-то веревку тянуть, а какую-то ослабить. Системы управления парусом, пусть имеют принципиальное внутреннее сходство, но и по типу и по цвету веревок на разных яхтах весьма сильно различаются. Поэтому, не будучи опытными морскими волками, или хотя-бы матросами, и слушая команды капитана что-то типа «поднять мейн» «Ослабить грото-шкот» «Набить фал» очень легко, особенно в ситуации, когда все надо делать быстро, впасть в ступор. Особенно легко впасть в ступор, когда в рамках обучения ты сам изображаешь из себя капитана. Некоторые, вот как я, по-моему, из этого ступора никогда и не выходят))) Особенно мешало слабое знание терминологии и предмета – только к концу практики примерно понимаешь что это за «веревочка» куда она идет и что делает. Но еще не можешь до конца сопоставить «вот эту серую веревку» с каким-нибудь мудреным морским термином. Путаницы добавляет и то, что морская терминология была взята русскими вместе с технологиями еще Петром первым у голландцев, а весь остальной мир пользуется английской терминологией. Поэтому, представьте только путаницу, возникающую в голове русского человека, не обученного иностранным языкам, который должен помнить одновременно, что «вот эта черная хреновина», по русски, то-есть по голландски называется так, а по английски- вот так!

Поэтому капитану часто приходится корректировать матросов, говоря просто – тяните серую веревку, ослабляйте черную…

Кроме парусов, яхта оборудована дизелем. Швартовка и отход происходят на нем. Для управления служит руль- часто их две штуки, слева и справа для лучшего обзора, и разного рода навигационные приборы.

И еще на яхте много чего интересного - баки для воды и топлива (что случается, если их перепутать, читайте в моем рассказе «Первый поход на яхтах. Италия», когда я его напишу))), рундуки для хранения продуктов и снаряжения, отсек, где спрятана якорная цепь, и многое другое…

Рыбалка и обучение яхтингу
В Море!
На следующий день началась наша жизнь на яхте в походе. Обучение. Вахты. И рыбалка
Наш капитан. Михаил Воронов.

Не знаю, как на других яхта, но на тех, где я ходил, распорядок дня был примерно одинаков. Утром дежурный или временный капитан, или просто капитан выгоняет людей на зарядку. Если на Средиземноморье это легко и приятно, то в условиях Норвегии выгоняться частенько приходилось под проливной дождик. Впрочем, так-как из-за не сезона душ на берегу часто не работал, это было так сказать сочетание неприятного с бесполезным))) Затем- завтрак, затем- отход.

Днем – учеба или просто поход. Паруса, швартовки-отходы, прокладка курса. Вечером- приход в марину, экипаж разливает виски, и начинается свободное время. Ужин, общение, байки, планы на следующий день.
Обычно, в более или менее населенных местах, экипаж отправляется на разграб… осмотр города, совмещенный с утоление животных страстей в виде поглощения местных деликатесов. Впрочем, некоторые ужинают на яхте. В Норвегии, частично из-за уважения перед их ценами, а частично из-за отсутствия кафе в тех скажем дипломатично «маленьких местечках», где мы останавливались, мы в основном питались на яхте.

Одним из рекламных посылов нашей норвежской практики, было обещание неебической рыбалки. Рассказывались легенды, как в прошлом году было поймано столько ВООТ ТАКОЙ рыбы что…

Учитывая уж без прикрас ВОТ ТАКИЕ Норвежские цены, особенно кусачие, кстати, из-за девальвации рубля, наличие обширных и условно неисчерпаемых запасов рыбы, было отнюдь не лишним для поддержания приемлимого пищевого баланса обитателей наших яхт.

Для рыбалки мы обзавелись по совету Миши, нашего шкипера и «адмирала» такими снастями, под названием пилкер.
Снасть представляет собой собственно сам пилкер, весом от 200 до 800 грамм, типа блесны с крючком, длинную леску как минимум 100 метров, с привязанными к ней в нижней части крючками с искусственными червяками. Все это крепится на деревянную или пластиковую ручку. Для рыбалки выбирается банка с глубинами около 50 метров. Яхту ставят в дрейф таким образом, что-бы ветер и волны медленно тащили ее через банку, и экипаж приступает к ловле.

Для этого пилкер опускается на дно, и рыбаки дергают его вперед-назад, так, что-бы он скользил по дну, но не цеплялся за него. Время от времени снасть вытаскивают, и проверяют наличие рыбы. Первая попавшаяся рыба была, честно говоря, не больше самой наживки.
Первый улов!
Самое интересное, что как сложилось у меня впечатление, вытаскивать нужно как можно чаще. Дело не только в том, что в это время рыбы как правило и клюют. Много рыб, попадали просто тупо путем задевания крючком при протаскивании лески через стаю. Ибо они были насажены за бок, хвост, и другие части тела, явно случайно. Были и анекдотические случаи - рыбину вытащили на воздух, она сорвалась с верхнего крючка, и, падая, зацепилась за нижний тройной крючек, уже основательно. Кроме рыб, которые кроме одной или двух штук принадлежали к одной породе, мы определили ее как «сайду», попались несколько морских звезд, медуз, и еще каких-то растительных существ. Трески попадалось совсем мало.

В общем, где-то по ведру в день мы в среднем вылавливали, для питания хватало.

То, что добычу лучше просто солить, мы догадались только к концу похода.
Горячее турецкое гостепримство на холодном норвежском острове
Турецкая гавань
На второй день мы остановились в марине «У турка» я думаю, ее под этим именем все запомнили
Собственно «мариной» эти маленькие причалы на островках во фьордах сложно назвать. Хотя минимальный набор удобств они предоставляют - воду, электричество. В этот раз были намеки и на душ и интернет. На причале стоял громадный неухоженный дом, со множеством закоулков, заваленных всяческим барахлом. Командовал всем этим пьяный субъект, оказавшийся турком. Сначала мы отыскали в этом доме целых два душа, и использовали их по полной. Вода была холодной, но не так, как в море, и это радовало. Затем я, в поисках интернета забрел в кафе, которое тоже составляло часть этого необъятного дома. Турку было смертельно скучно в этом захолустье. Общаться со мной он нормально не мог, так как хотя он и знал пару слов на русском, в основном говорил по английски. Но когда подошли другие члены команды, он развернулся. Почему-то больше всего он агитировал всех переезжать в Норвегию. Расписывал, какие тут большие зарплаты, (инженер на «Статойле» по его словам и если пересчитать на рубли получает 6000 000 в год чистыми) Рассказывал, что он купил это кафе несколько месяцев назад, и многое чего еще он говорил- я, как безъязыкий почти ничего не понимал, и лишь некоторые моменты мне переводили товарищи. Впрочем, зато у меня возникли серьезные опасения за бизнес турка- дело в том, что вошедший в роль гостеприимного товарища, турок отказался брать «со своих Русских друзей» денег. Совсем. При этом он, не скупясь, поил и кормил чипсами и еще чем-то подобным собравшиеся на халявный интернет в почти полном составе экипажи всех трех наших лодок. Пиво и вино лились вволю. Норвегия открывалась с новой стороны.

Норвежский турок. Так себе бизнесмен - бесплатно поит клиентов. Но человек хороший)
Мы не только ловили рыбу и пили- находилось время и для обучения
Обучение швартовке
Для новичка в яхтинге, одна из самых сложных операций- швартовка. Даже на машине научится парковаться непросто. А теперь попробуйте представить, что вы делаете это на автобусе, на летней резине, на льду. И лед этот еще вдобавок движется.
В один из дней, воспользовавшись наличием свободного ото других яхт причала, мы стали отрабатывать швартовку. Пришвартовались- отошли. И так каждый по нескольку раз. Погода тоже решила показать себя во всей красе- нудный дождь с мокрым снегом лил не переставая.
Суть операции по швартовке "лагом" сводится к подходу к причалу малым ходом под определенным углом на небольшое расстояние - метров пять. В этот момент рулевой поворачивает штурвал, и немного отрабатывает назад. Если правильно все рассчитать, то лодка останавливается у самого причала параллельно ему. Для начинающего это непросто. Нужно выдерживать угол, точно определить расстояние до причала впереди лодки- а это не очень видно ссади, где расположен штурвал. Поэтому на нос ставят наблюдающего, который сообщает сколько по его мнению метров до берега. В процессе этого выясняется обычно, что метр - понятие растяжимое (в данном конкретном случае феномена сжатия метра мы не наблюдали) Причем растяжимое иногда раз в пять. Так что лодка часто останавливалась на приличном расстоянии от причала. А ведь туда надо выпрыгнуть, и принять швартовы.
А потом- отход, и опять швартовка. Мы менялись у штурвала, пока каждый не попробовал себя во всех ролях.
"Колдунки"
Согне-фиорд показывает свой нрав
День подводника
В ночь на 19 марта мы стояли в маленькой стоянке на Согне-фьорде. Хороший бар, приличный душ, магазин... Место было весьма идиллическим и оборудованным. Вот только душ и бар работали до одного часа. Немного поразмыслив, я сделал выбор в пользу бара- в душ успею сходлить утром, решил я.
Знал бы я, что день грядущий нам готовит!
День начался скверно. Хотя, собственно «днем» это было назвать сложно. Тут нужно употребить другие выражения, более четко обозначающие правду - «Сон оборвался внезапно», «Поздняя ночь была прервана звуками команд", "В предутренней тьме яхта крадучись выскользнула из гавани."
Подъем! Заорал " временный капитан" нашей учебной яхты Игорь. Бывший офицер- подводник, он когда его вечером выбрали капитаном на следующий день, сразу обещал что мы поймем, что такое дисциплина. Тем более, что в этот день был праздник подводника. Игорь - бывший военный, подводник. и, как всякий военный, он обладал некой неуловимой ригидностью характера, склонностью перегибать палку, и нелюбовью идти на компромисс. Короче говоря, первую часть своего обещания - "Разбудить всех и сделать нормальный переход вместо расслабленных" он выполнил.
Временный капитан- это тоже элемент обучения. Каждый день, на яхте назначается новый капитан из обучающихся яхтингу, и он прокладывает курс, стоит за штурвалом, управляет командой. Разумеется, все это под присмотром настоящего капитана.
На яхте закипела жизнь- и через полчаса после пробуждения мы в еще полной темноте отходили от берега в глубь фьорда. Я с грустью смотрел на берег, на котором оставался теплый душ, в который я опрометчиво не пошел вечером, думая наверстать это утром. Остальные смотрели на другие наши яхты, которые даже еще и не думали просыпаться. Выйдя из бухты, мы взяли курс в глубины Согне- фьорда. Первые час- полтора, все, по-моему, были еще немного не в себе. И даже настоящий капитан нашей яхты Миша Воронов, не проявлял никакого движения. Я думал сначала, что тот испытывает нашего капитана, но потом понял, что он просто досыпал на ходу. А ветер и волны поднялись не на шутку. Это нас разбудило, и заставило принять активное участие в управлении парусами.
Тем не менее, когда мы вышли на середину фьорда, и взяли курс в его глубину, и когда встречный ветер, дополнился снежными зарядами, все кроме вахты спустились вниз. Каждый раз, когда мы поворачивали вглубь фьорда, поднимался ветер и падал снег. Отворачивали назад- все затихало.
Снежные шквалы шли одни за другим
В промежутке между вахтами я сидел в каюте, и по iSailor следил за этой борьбой. Увидев, что мы резко повернули назад, я вышел на палубу, и спросил Игоря, куда мы идем. Назад, сказал он. Фьорд не пускает нас дальше. В этот момент солнце осветило заснеженную палубу, выглянув из- за скал фьорда. Попутный ветер быстро разгонял яхту.
Так что вторую часть обещания Игорь не выполнил, из-за нрава Согне-фьорда. А, я так думаю, просто не надо было так рано вставать. Грех это.
Погодка шептала. Меня лично спасал финский костюм рыболова, который мы купили в Хельсинки по дороге в Берген. Абсолютно мокрый снаружи, он был сух внутри. Холодно было только рукам. Никакие перчатки не спасали. Мы грелись около Вебасто, лодочного обогревателя в салоне.
Вообще, яхты в Норвегии оборудованы для зимних походов. Например, закрывающийся кокпит, вкупе с обогревателем в салоне быстро делал температуру на яхте терпимой.
После бури, которая утихла, как только мы оставили попытки пробраться вглубь фьорда, со скал от таявшего снега в море стекали тысячи водопадов. Воздух был свеж, и чувствалась энергия природы. Мне почему-то вспомнились стихи моего друга, Тибула Камчатского:
Варяг

Оттого ль, что Россия - северная страна,
оттого ли, что грань небес для меня расколота, -
снятся мне порой скандинавские времена,
только холодно мне здесь, холодно, очень холодно.

Снятся мне порой серебристые жемчуга,
и туманы фьордов врезаются в скалы древние.
Я стою на вершине крепости, жду врага.
Рассекают ладьей моря мои други верные.

Снится мне, как в студеном небе полощет стяг.
Деревянные избы взвиваются в снежном крошеве.
Это сон моего спокойствия. Я - варяг,
через толщи глухих столетий в Россию брошенный.

Я уже не застал здесь пиров, и князей, и драк.
Я уже не застал здесь пожара, войны и голода.
Только снится мне ночью убитый когда-то враг...
И так холодно мне здесь, холодно, очень холодно.

Тибул Камчатский
Путь назад
Берген, свежий ветер, звезды в гостях, военный патруль и другие приключения
Вечером, после бегства с Согне-фьорда, мы нашли приют в маленьком городке Эйвиндвик. Утомленный приключениями, а пуще того питанием на яхте, я сбежал наконец на берег, и засел в кафе.
В Норвегии мы питались в основном на яхте. Когда среди экипажа присутствуют люди с кулинарным талантом, это восхитительно! Например в Турции, во время Ликийского яхтинга, и желания не было питаться на берегу. Во первых, турки ужасно готовят. А во вторых, лукулловские пиры, что мы устраивали на яхте по вечерам, полностью нас удовлетворяли. В Норвегии нам не повезло. Все либо не умели готовить, либо готовили так, что другим было не по вкусу.
Поэтому, когда представилась возможность, я сбежал в кафе.
Выбор еды был незамысловат:
Либо треска, либо лосось.
Я предпочел треску.
Впрочем, кроме панорамного вида на сумрачный фьорд, кафе не оставило ярких впечатлений.
Следующая стоянка была необычной- мы пристали к какой-то маленькой пристани, в очень узком проливе. Выйти в мир возможности не было- она отделялась от домиков решеткой, запертой на ключ. Впрочем, от "мира" нам нужно было только электричество. И его мы добыли из колонки на причале, слегка приоткрыв ее с помощью отвертки. Мы были не одни. На гранитной стене, около причала жила целая колония морских звезд, и других обитателей северного моря.
Звезды заходят в гости
А наши соседи решили поморжевать
На самом деле
там холодно.
Очень.
На следующий день, последний в нашем походе, пришлось множество событий. Начнем с того, что я был в этот день капитаном. Впрочем, побыл я им не долго- выведя яхту из пролива, мы попали в свежий ветер.
Я предложил снять паруса, и идти под мотором- меняющийся каждую секунду ветер приходящийся порывами с разных направлений меня нервировал.
За руль решили вставать все по очереди.
Яхта при ходе под парусами очень клонится, и волны в шквал заливают борта.
И опять дверь в скале. На сей раз это была главная Военно-морская база Норвегии «Хааконсверн» . Русские яхты конечно не могли пройти мимо. И тут на встречу нам помчался вот такой морской танк-

Вспомнился почему-то эпизод из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля"
Но миновало. Он шел не по нашу душу. Мы успели только немного попозировать:
Успели в этот бесконечный день мы зайти и в Берген. Пришвартовавшись в самом центре его, мы осмотрели этот некогда процветающий Ганзейский город.
Первая линия его была застроена узнаваемыми деревянными строениями в стиле Ганзейской конторы.

Деревянные домики раскрашенные в яркие цвета придавали Бергену очень живописный вид
В Бергене мы закупились сувенирами, и посетили кафе с рыбной тематикой. Тут выбор не ограничивался двумя видами. Ровно наоборот! Меню представляло собой небольшой биологический справочник, где около каждой рыбы- кандидата на съедение, было приведено описание с краткими сведениями о ней.
Из Бергена мы отправились прямиком в марину, где и сдали лодку. Игорь купил билет в Питер и улетел, а Алексей, я и Олег погрузились в машину, и в тот-же день отправились в обратный путь.
Наша команда в полном мужском составе
Самый длинный автомобильный туннель в мире
Дорога под землей
Мы выехали из Бергена вечером. Времени до парома в Турку оставалось мало, и мы двигались нонстоп, меняя друг друга за рулем.
И еще раз о Норвежских дорогах. Они отнюдь не автобаны. Конечно, дырок в асфальте там нет как класса, но двухпутная дорога, петляющая среди ( и под ) горами, и время- от времени проходящая через города, не производила впечатление очень продвинутой.
Осло и Берген- крупные Норвежские города. Главная дорога, соединяющая их должна быть в нормальном состоянии? А вот и нет. В глухой час ночи, мы наткнулись...на шлагбаум. Он перегораживал дорогу. Не было ни полиции, ни объявлений. Вы представляете такое например, между Москвой и Петербургом?
Как мы поняли, был закрыт один из тоннелей на этой дороге.
Пришлось нам смотреть карту, и искать объездные пути по поверхности земли. Мы нашли его, но эта дорога местами производила сильное впечатление, особенно в том месте, где не могли разъехаться две машины над озером.
Впрочем, у нас сложилось впечатление, что ездили по ночам чуть ли не мы одни. Ну, если не считать полиции, которая увидев машину с русскими номерами, не смогла отказать себе в удовольствии проверить документы. Причем, пока один полицейский проверял их у нас, другой сидел в машине, и как мне представляется, держал нас на мушке.
Очень часто, на дороге висели вот такие плакаты:
ЗА ограничение скорости?
Написано на плакате. Они выплывали неожиданно, смотрелись в ночи сюрреалтистично в свете фар, и бодрили.
Но самое сильное впечатление производили Норвежские туннели.
Лердальский тоннель (норв. Lærdalstunnelen) — автомобильный тоннель, связывающий муниципалитеты Лердал и Эурланн норвежской губернии Согн-ог-Фьюране, расположенной в западной части Норвегии. Тоннель является частью европейской автомобильной дороги E16 между Осло и Бергеном.

Длина тоннеля составляет 24,5 километра. Его сооружение началось в 1995 году и в 2000 году было завершено. Тоннель стал самым длинным автомобильным тоннелем в мире, превзойдя Готардский автомобильный тоннель на 8 километров. Горы, сквозь которые проходит тоннель, достигают высоты 1600 метров.

Особенностью конструкции тоннеля является наличие в нём трёх значительных по размерам искусственных пещер (гротов), расположенных на приблизительно равном расстоянии друг от друга и делящих, таким образом, тоннель на четыре примерно одинаковые по длине секции. Это сделано с целью снятия у водителей напряжения, возникающего при длительном движении в однообразных условиях, а также для того, чтобы дать им возможность отдохнуть.
(Википедия)
Это разумно. Ехать почти тридцать километров под землей- действительно без отдыха проблематично.

Подсветка придает тоннелю праздничный вид
Шведская глубинка
Озеро Ве́нерн
По дороге назад, я очень хотел посетить озером Ве́нерн. Оно третье или четвертое в Европе по размеру после Ладожского и Онежского, и Саймы, если считать Сайменскую систему одним озером.
Дорога к нему петряла среди шведской сельской глубинки:
В месте, где мы выехали на берег озера, располагался лагерь кемперов - домов на колесах. Судя по тому, что многие кемперы были окружены садиками, и производили скорее впечатление недвижимости, чем средством передвижения, это место служило дачей простым шведам.
На этом фактически и закончилось наше путешествие. Дальнейшая дорога была тривиальной, и не оставила заметных воспоминаний ни в памяти, ни в фотоаппарате, ни в дневнике.
Чего не скажешь о Норвегии. Нереальная земля. Красота и сила. Почти вся территория Норвегии представляет собой горы, и тут понимаешь, откуда возникли легенды о троллях. Даже сейчас, так и кажется, что из-за ближайшей скалы выйдет тролль, и как медведь, перейдет дорогу. Я бы честно сказать, не удивился.
Путешествие оставило много впечатлений, и конечно, Норвегия это одна из тех стран, в которые хочется возвращаться. я надеюсь, это у меня получится.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
wpDiscuz