Первый самостоятельный поход на яхте.
Ликийский яхтинг.
Получив права шкипера, первый свой поход я запланировал по Турции. Древняя земля Ликии встретила нас полнейшим штилем, хорошей погодой, и чарующей природой. Уединенные бухточки, песчаные пляжи, сосновые леса, а также маленькие живописные городки, полные впечатляющих развалин древней цивилизации на целую неделю были в полном нашем распоряжении.
Карта плавания и экскурсий.
Переходы, экскурсии, стоянки, купание.
Первый поход в качестве капитана, первый прием яхты, первая самостоятельная швартовка... Первая ночная швартовка, первая стоянка на якоре, первый раз в Ликии. Многое было первый раз для меня в этой поездке. Новые впечатления и колоссальный опыт. И множество ошибок.
Все началось за полгода до поездки. Когда мне наконец выдали новенькие яхтенные права, и я смог взять яхту в чартер. Началась неспешная подготовка, сбор информации и экипажа.
Полгода незаметно прошли, экипаж собран, холодный, полный рабочих забот Питер неохотно отпустил меня, и самолет взял курс на Стамбул.
В очередной раз я пытался для себя решить- что для меня яхтинг? Могу ли я быть капитаном? Достаточно ли у меня минимальных знаний, что-бы безопасно управлять яхтой и нести ответственность за людей? Море не прощает ошибок...
Стамбульская остановка.
Путь к морю лежал через Стамбул. Проведя там пару дней, мы смогли только поверхностно соприкоснуться с тайнами этого самого крупного в Европе города.
ISTANBUL
Граница Европы и Азии, древний Царьград. Город, к которому много веков было направлено острие внимания политики Российской империи. Город, похоронивший под собой Константинополь. Второй Рим, столица четырех империй и одной республики.
Город сотен минаретов, откуда раздается усиленное динамиками заунывное пение муэдзинов, в котором невольно слышится скрытая угроза. Город откровенно восточный, и на удивление западный.

Стамбул встретил нас прохладной погодой, и бешеной суетой громадного мегаполиса - вечно спешащие куда-то люди, торговля, зазывалы экскурсий, и, конечно, соперничающие друг с другом фонограммы муэдзинов.
За полтора дня в Стамбуле мы успели поесть в местном аутентичном кафе - где было все хорошо, кроме суммы счета, побродить по улочкам торгового района и района Галатской башни, вволю напиться гранатового сока, несколько раз перейти романтичный Галатский мост, где круглосуточно взметается в небо строй удочек фанатичных рыболовов, и купить у них же снасти, посидеть на террасе видового кафе, с видом на Босфор, покататься на экскурсионном суденышке по нему в вечернем сумраке, познакомиться с бывшим архитектором, который судя по его рассказам запроектировал небоскреб без лестниц, что обнаружилось только когда его начали строить, вследствие чего он потерял все, кроме возможности торговать, и напоследок убедиться, что стейки не конек местной кухни...
Вылетали мы из аэропорта Сабиха, безбожно рано, и в ночи наконец пересекли Босфор, по мосту между Европой и Азией.
И Pegasus доставил нас в Даламан.
Linnea.

Мы прибыли в марину рано утром, после практически бессонной ночи, и дремля на пирсе наблюдали как персонал готовит яхты к выходу в море. Проверка парусов, мойка палуб, замена баллонов... Все быстро и слаженно. Но долго.
Передача нам яхты началась только около трех. Множество пунктов что- где лежит, спасательное оборудование, карты, паруса, огнетушители... Запаса английского нашего экипажа вкупе с офлайн переводчиком не хватало что-бы все правильно понять и найти. Но вот все формальности выполнены, залоги сданы, документы получены. Яхта на шесть дней полностью в нашем распоряжении!
Экипаж расположился по каютам, и мы приступили к детальному знакомству с яхтой. Сразу начались сюрпризы. Первый был приятным - к яхте был прикреплен роутер с четырьмя гигабайтами интернета на наделю! Невиданный шик, высокий класс, гуд сервис!
Остальные сюрпризы не очень- во первых горели индикаторы зарядки батарей. Призванные к ответу и совету работники чартерной компании разобрали полдвигателя, пока наконец не определили что не работает генератор. Слава богу, что у них оказался запасной генератор. Заменив его, и пожелав нам доброго пути, они покинули яхту. Не пора бы пообедать? Решили мы и попробовали зажечь газовую горелку на плите. Но это у нас не получилось. Снова направился я к офису, и поймав первого попавшегося бедолагу, на доступном мне уровне английского, четко изложил ему проблему. Газ - но! Сказал я, и показал ему на яхту. Он попробовал что-то сказать и убежать, но я не позволил ему этого, и он покорно приплелся на яхту. Вентили открыты? Открыты. Баллон полон и подключен? Подключен. Газ- но? Но! Немного подумав, и произнеся сараментальное один момент, сотрудник скрылся. Вернувшись, он перебрал половину плиты, и с трудом добился, что-бы работала хоть одна комфорка. Вторую- увы. Реанимировать так и не удалось. Он что-то говорил, про девять утра, но - ждать мы не могли. Рано утром мы скинули муринг, завели двигатель, и первые из всей флотилии вышли в море.
Первый день пути.
Флотилия новичков
Права на яхту я получал в TrySail, Северозападной яхтенной школе. Возглавляемая Михаилом Вороновым, эта организация воспитала много опытных капитанов, участвующих и побеждающих в сложных гонках. Но опытными сразу не становятся. Для этого нужны походы, и морская самостоятельная практика, где есть возможность набраться опыта. А если в таком походе возникнет нештатная ситуация? Если нужно срочно задать вопрос?
Первым вопрос задал я. Мише. Можно ли как-нибудь сделать первый поход параллельно с мероприятием TrySail? И очевидно не один я задумался об этом, ибо нас набралось шесть яхт. Флагманской яхтой командовал опытный капитан, Влад Пиликин, а остальные были в основном новички. Не у всех это был первый поход, но тем не менее.
Впрочем, как таковая флотилия собрана так и не была. В месте старта, Гечеке, собрались только четыре яхты, причем капитан одной из них прилетал только в воскресенье. Две яхты стартовали из Феттие. План похода был на сайте и очень в общих чертах. Таких общих, что план первого перехода я с перепугу и по ошибке сделал сразу в 50 миль, пропустив одну стоянку. Встречи капитанов и экипажей и обсуждения не было.
Но утром я этого еще не знал. Двигатель заведен, яхта заправлена водой, шнур берегового питания отключен, муринг сброшен, кормовые концы отданы. Ручку газа на малый вперед, руль в руки- мы отходим! Ура! Путешествие начинается!
Сообщаю экипажу, что отходить я умею, а вот швартоваться- не уверен. Экипаж на глазах мрачнеет, и потихоньку проверяет спасжилеты. Потихоньку разбираемся с управлением яхтой.

Впрочем, море встретило нас - нет, не штормом, а напротив, полнейшим штилем. Можно порулить даже детям.

Ложимся на курс, и со скоростью семь узлов под мотором двигаемся вперед. Море пустынно. Солнце светит, погода великолепная, жарко. Для Турок же это - конец сезона и глухая осень. Двадцать четыре в тени, ага. Неожиданно вдали видим прыгающих дельфинов. Море нам улыбнулось!

Разбираемся с парусами. Разбираться взялся Олег, который на яхте был всего один раз. Но зато он - владелец и пилот автожира, чуда техники, которое летает по принципу крыла. И опытный дельтапланерист. Любое устройство подобного типа, будь то крыло самолета или парус для него понятно и подчиняется ему.
Увы - ветра нет, и пару раз поставив и убрав паруса, мы снова возвращаемся к мотору.
Тем не менее к 12 часам мы понимаем, что половина намеченного пути пройдена. А значит есть время на стоянку с купанием. Внимательно изучаем карты, и за одним ближайшим мысом находим якорную стоянку.
Подойдя ближе, мы видим что ей полагается и собственный пляж. Первая якорная стоянка! Разбираемся с лебедками, и находим точку где безопасно можно стоять- и якорь в воду! Малый назад, и вот мы уже стоим! Экипаж немедленно покинул яхту и направился вплавь к берегу, а я принялся разбираться с тузиком- маленькой резиновой лодкой, полагающейся каждой яхте как раз для доставки экипажа с якорной стоянки на берег. Увы- лодка то была, а весла от другой. Пришлось ставить мотор, и таким образом плыть на берег.

Покупавшись часа два или три, мы направились дальше по маршруту. Попутный ветер позволил поставить паруса, и выключить мотор. Но чем ближе мы подходили к Калкану, тем рванее и тише становился ветер. А вот волны, длинные волны зыби, приходящие из открытого моря- выше и неприятнее. Скорости под парусом стало нехватать что-бы удержать лодку на курсе. Пришлось спустить паруса, и включить мотор. Немаленькие волны нагоняли нас, приподнимали лодку, и убегали вперед, а мы продолжали идти по курсу.
Первая швартовка.
Швартовка яхт происходит несколькими основными способами. Они различаются от региона к региону, от марины к марине.
Есть скандинавский способ- носом к причалу. На Балтике, и в странах северной Европы, многие марины и не только марины но и просто стоянки среди островов, оборудованы плавучими буйками, прикрепленными к дну. Проходя мимо такого буйка, швартов с прикрепленным к нему карабином просто защелкивают на петле буйка, затем подходят носом к причалу, и закрепляют там конец. Все.
Если много места, можно встать боком у причала. Это тоже не очень сложно.
На Средиземном море распространены муринги- прочные канаты, одним концом привязанные к причалу, а вторым- намертво закрепленные на дне.
Тут все сложнее. Нужно сначала подойти задом к берегу, багром зацепить муринг, затем немного отойти назад, закрепить муринг на носовой утке, и уже затем внатяг, под мотором, подойти к причалу и закрепить там концы.
Эти способы все на практике были мною если не освоены, то хотя-бы знакомы.
Но был один способ швартовки, который вызывал во мне ужас по описаниям. Один из обучавших меня капитанов называл его " греческим". Суть в том, что хотя причал в такой гавани существовал, такой мелочью как муринг никто не занимался. Вдобавок летом там часто не хватает мест, и яхты встают в два- три ряда, цепляясь друг за друга.
Поэтому заходя в подобную гавань, капитаны бросали якорь, и задом подходили к причалу.
Почему-то подобный способ швартовки вызывал во мне ужас. Тем более что на практике я его ни разу не видел- марины куда мы заходили были более цивилизованные или более свободные, что-бы встать боком.
И движение задним ходом тоже требует навыка. Если двигаясь вперед яхта достаточно предсказуема, то на заднем ходу она рыскает как камаз на летней резине с расстроенным рулевым, управляемый пьяным водителем на гололеде.
Таки вы уже поняли, да? Естественно, первая моя самостоятельная швартовка пришлась на марину без муринга, битком забитую яхтами, где для нашей оставалось место, чуть меньше ширины ее корпуса. И, конечно, в довершение всего мы пришли туда уже в сумерках.
Обвесившись со всех концов кранцами, мы влезли задним ходом дырку для нашей яхты. Лично моя мысль была зайти туда, и носом выйти вперед, бросить якорь, и по прямой вернуться назад. Отчаянно руля, причем больше рулил Олег, мы осуществили первую часть плана. То-есть втиснулись между яхт. Но тут обитатели причала, уже давно. Истошно вопящие "Энкор!!!" Не выдержали, и прыгнув с соседней яхты, принялись помогать нам швартоваться. Мы снова отошли, бросили якорь, и путем сложных маневров, вернулись назад.
Когда кормовой конец был закреплен, я просто сполз вниз. Первый день похода закончился, и он был насыщенным.
Впрочем, закончился он не этим- а великолепным ужином и жареным на открытом огне местного мангала куриным мясом, замаринованным Олегом.
Экипаж.
Когда готовишься справится с новыми трудными задачами, часто бывает, что совсем иное, не то, к чему долго готовишься, оказывается самым сложным. Так вышло и в этот раз. Как ни странно, самое трудное оказалось совладать с экипажем. Сделать из пассажиров команду. В этот раз, я совершил почти все ошибки которые возможно, и еще пару глупостей, которые казалось совсем невозможны. Впрочем, это хороший опыт, который я думаю позволит дальше действовать по другому.
И еще к следующему походу, я точно напишу подробную инструкцию, что можно а что нельзя делать команде на борту яхты.
И первые ее пункты будут звучать так:
1. Капитан всегда прав.
2. Если капитан не прав, смотри пункт первый.
Калкан-Каш.
Второй день.
Поскольку мы сделали случайно два дневных перехода, на следующий день выход был запланирован на 12. Пройти предстояло всего около 15 миль. И еще не поздно мы пришли в Каш. В этот день,единственный раз мы не купались.
Марина в Каше самая современная марина из тех, где я был в Турции. Новые причалы, дорожки из камня по которым ездят на электрокарах работники, группа встречи на лодке- все на высшем уровне. Подходя к марине лодки связываются с администрацией по радио, и катер сопровождения выходит показать место стоянки. Марина частная, и стоимость стоянки там соответственно в два раза выше муниципальной в Калкане. А сам городок небольшой. Мы прошли до центральной площади где и поужинали. В этой марине впервые собрались вместе все лодки нашей эскадры. Влад, обойдя все яхты, рассказал где будет следующая стоянка, в Кекове. Я уже знал, что там мы встретим чудеса затопленных городов. Впрочем, Андрей с Леной, прогулявшись утром в Каш, нашли и тут амфитеатр, оставшийся от древней цивилизации Ликии.
Кас- Кекова. Якорная стоянка. Семена и Мира.
Третий и четвертый день.
Кекова.
ТАЙНЫ ПОГИБШЕЙ ЦИВИЗИЗАЦИИ
Ликия.

Собираясь в Турцию, я не успел подробно прочитать о местах, куда попаду. Уже находясь там, я узнал что эта земля древней Ликии. Тем сильнее было впечатление от встречи с нею. Памятники ее, в основном надгробия, амфитеатры, остатки городов при подходе к Кекове стали попадаться повсюду.
Древние города Ликии.
Кекелей и Симена.
На месте древней катастрофы.
Во II веке в период катаклизмов и тектонических толчков гор Тавр несколько городов Ликии были разрушены. Среди них Симена. Часть города ушла под воду. Остальная была покинута жителями. Сейчас тут деревушка Кекелей, на восемьдесят жителей, кормящаяся от туристов, и множество живописных развалин. Автомобильная дорога туда не доходит, да и улиц как таковых нет- поднимаясь вверх просто проходишь через дворы местных жителей и небольшие лестницы. На вершине холма находятся остатки бывшей крепости Иоаннитов, в довольно хорошем состоянии.
Рядом, на берегу маленького залива куда мы перебрались днем и встали на якоре, находится селение Учаыз, а в древности находился один из городов Ликии- Теймусса
Напротив, собственно остров Кекова, где находятся остатки еще одного затопленного города- Долихисте. До землетрясения Кекова была полуостровом, но потом часть суши опустилась под воду, и жители ушли из разрушенных мест.
К сожалению, осмотреть остров у нас не оставалось времени. Зато мы смогли съездить на экскурсию в Демре, на месте древнего города Миры.
Демре- Мира.
Самое большое число памятников древней Ликии относится к погребальным церемониям. Ликийцы верили, что после смерти души людей превращаются в крылатых сирен, и улетают. Поэтому они устраивали погребения как можно выше, ближе к небу. Самые богатые высекали в скалах погребальные склепы, богато украшая их архитектурными элементами. Поскольку эти гробницы высечены в камне, то они избежали участи которую равнодушное время и практичное население обычно уготавливает древним памятникам- быть разобранным на более поздние строения, или быть занесенными песком и мусором поздних веков.
Лучше не скажешь.
Однажды, и отнюдь не на севере...
Подлинная история Деда Мороза.
Святитель Николай, Николай Угодник, Николай чудотворец. Покровитель детей, путешественников. Целитель.
В богатой Христианской семье, 15 марта 270 г., в городе Патре, Ликия родился мальчик. Он был поздним ребенком, и родители долго молили бога даровать им детей. С детства Николай занимался изучением святого писания, и почти не общался со сверстниками. Его дядя, епископ Патр взял его на служение. И скоро, Николай получил назначение в Миру, где и стал епископом. Впрочем, в то время это не было синекурой. Ликия входила в состав Рима, и христиан преследовали и убивали. Николай сполна пережил гонения- его пытали и он попадал в тюрьму. Но не переставал помогать невинно осужденным, путешественникам, нищим, и детям. Спасал от голода людей. Народ его любил.
Однажды случилась история, которая возможно и послужила прообразом для обычая рождественских подарков. Впрочем, может это только легенда. В те времена без приданого невозможно было выдать замуж дочерей. В одном семействе было три дочери, и отец не имеющий возможности выдать их пристроить, решил уже было отдать их в соответствующее заведение для мужчин. Узнав об этом, Николай подбросил сначала одной дочери в дом денег. Ее выдали замуж. Потом второй. ее тоже выдали. Тогда отец решил узнать, кто такой добрый, и Николай, что-бы не быть узнанным, залез на крышу, и и бросил подарок в трубу. Так или не так, никто теперь не скажет. Впрочем, по многим рассказам Николай любил дарить анонимные подарки.
Отсюда и возник образ Санта-Клауса, дарящего подарки. Собственно само это имя и означает- Святой Николай. Ну, а соответствующая атрибутика возникла со временем.
У нас, в России хоть и особо почитали Николая угодника, никак не могли принять Санта-Клауса. А подарков хотелось! А сказки тоже! И возник образ Мороза Ивановича. Не всегда доброго (Аватара зимы, однако! Тут стоит вспомнить и генезис финского Йолопукки, тоже не душечки) Ну окончательно оформился он, слился с салатом оливье, елкой и обзавелся Снегурочкой уже в советское время. И заодно вместо рождества стал приходить на новый год. Вот такой непростой путь от Ликийского святого из жаркой страны, до доброго дедушки дарящего подарки на паях с внучкой- Снегурочкой в суровой северной державе....
Церковь Николая Чудотворца.
И еще немного о церкви.
Пятый и шестой день пути. Кекова-Калкан-Гечек.
Путь - Домой!
Современные яхтсмены активно пользуются навигационными приборами. Но доверять на сто процентов им не стоит. Например , идя по iSailor, мы чуть не напоролись вот на эти рифы. Они возвышались из воды недалеко из выхода из марины Калкана, а на айсейлоре там была внушительная глубина. Первыми, на то, что мы на всех парах идем на них, заметил Миша. Вообще, айсейлор в Турции меня разочаровал. Несколько раз, когда мы стояли на якоре в бухточках, он почему-то показывал, что мы находимся на берегу. Там, где по его мнению была банка, эхолот не доставал до дна. Марины он вообще не показывал. Их приходилось смотреть по другой навигации, навиониксу. Так что расслабляться и полностью полагаться на приборы ни в коем случае нельзя.
Калкан.
Во время первого пребывания в Калкане Вова, самый младший член нашей команды забыл в кафе фотоаппарат. Надежда найти его, а так-же то, что Калкан оказался очень приятным городом, сподвигли нас еще раз посетить его. И он не обманул нас. Фотоаппарат мы нашли- работник кафе, узнав нас, еще с другой стороны дороги замахал руками призывая за ним. Мы погуляли по узким улочкам Калкана, посидели в кафе на набережной по восточному с кальяном, и в конце вечера опять приготовили шашлык на мангале на пирсе.
Купания на яхте.
Кроме одного дня, когда не удалось поплавать, мы бросали якорь вблизи уединенных пляжей, и плавали несколько часов. В этом одно из преимуществ яхтинга.
Контрабандой в Грецию.
От гавани Каша, до ближайшей пристани греческого острова Кастеллоризон всего семь километров. Проплывая там, трудно не попасть в воды другой страны.
Слева- Греция. Справа- Турция.
Эти спасжилеты мы выловили прямо в проливе между Турцией и Грецией. В воде плавало много другого мусора. Надеюсь, все это просто смыло за борт...В таких случаях надо срочно сообщать о находке в береговую охрану.
Впрочем, иногда в этих узостях ставят вот такие знаки, обозначающие границу территориальных вод. Этот знак, например, стоял в углу Греческих вод, далеко заходящих в Турецкие.
Последнее купание. Залив Олюдениз.
Недалеко от Феттие расположен залив Олюдениз. Там простилаются галечные пляжи, и находится мелководный залив, где купаются дети и скрывающиеся от двадцатичетырехградустных холодов Турки. Пляж платный. Мы встали на самой границе его, и нам удалось выйти на берег. А следующие яхты, вставшие на якорь неподалеку, так и не смогли высадить десант на берег. По нему бегал скандальный Турок, и просил денег за выход. Поэтому яхтсмены купались в воде, стояли по колено, но на берег не выходили.
А мы смогли обойти Турка, осмотрели залив, отдохнули, и даже закопались в землю.
Перед самым возвращением в порт...
Танцы на палубе.
Мы уже не успевали придти засветло, и хозяева яхты усиленно названивали, но весь экипаж яхты решил устроить танцы на палубе под турецкие мелодии на фоне садящегося солнца...

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
wpDiscuz