май 2016

Саронический яхтинг
Дневник яхтенного похода

На майские праздники 2016 года мы запланировали и осуществили яхтенный поход по ближайшим к Афинам островам Саронического архипелага. Идра, Спеце, Эгина, Порос-эти названия из мало чего значащих географических терминов превратились для нас в напоминание о чудесной неделе, проведенной в Греции. Несмотря на малый срок поездки, впечатлений она оставила немало.
"Мистика" вызывает "Черную жемчужину" раздавалось время от времени в эфире на 72 канале. Наши две яхты, переговариваясь по радио, двигались по просторам Саронического залива. Капитаном "Мистики" был я, а "Черной жемчужиной" командовал Женя Соколов.

30 апреля, в субботу, оперативно приняв яхты и закупив что получилось (из магазинов поблизости от марины в преддверии праздника было сметено все), мы вышли в направлении острова Эгина. В этом году на конец апреля выпала пасха, и нам хотелось посмотреть на ее празднование в глубинке, на одном из островов.
Остались позади сборы, дорога, заботы- впереди были неделя моря и Греции.
Почти половину команды "Мистики" составляли дети.
Карта похода.
Переходы, стоянки, купания.
30.04-01.05
Пасха на Эгине
Почти все население Греции православные, поэтому пасха там имеет статус чуть ли не самого главного праздника. Приткнувшись в гавани (я впервые делал это в узости на яхте без подрульки, так что впечатлений хватило) мы отправились смотреть на праздник.
Зайдя ненадолго в небольшой храм на набережной куда стекался народ к пасхальной службе, мы отправились изучать город.
Город активно готовился к празднику
...и окончанию поста.
Город подготовился к празднику.
Набережная, многие кафе и даже ларьки были празднично украшены.
В ожидании первой звезды...
Во многих кафе готовили мясные блюда, ожидая начала празднества.
После окончания службы тысячи людей со свечами пошли по набережной, создавая волшебное ощущение. Пасхальный, "святой" огонь желательно донести до дома.
Ну а закончилось все взрывами петард и гуляниями, в которых мы участия уже не принимали, отправившись на яхту, утомленные первым днем.
01-02 мая 2016
Квест на Идре.
По пути на Идру, или Гидру- произносить можно и так и так, мы сделали небольшую остановку для купания. Перед этим мы пересекли трассу гонки регаты Эллада, судя по сплошной русской речи в эфире состоящей в основном из россиян и жителей бывшего СССР.
Дети и прочие обитатели купались в по-моему омерзительно холодной воде.
Тем временем жизнь на яхтах вошла в свой обычный походный ритм.
Каждый занимался своим делом.
Гавань Идры очень небольшая. Вдобавок она вся уставлена местными рыбачьими лодками. Первой туда пришла "Черная жемчужина", и встала на свободное место с краю марины.
Мы подошли через час, и приткнулись к ней носом.

Тем временем на "Черной жемчужине" проходила долгожданная встреча представителей хозяев с экипажем.
Еще когда мы только вышли из Алимоса, они стали названивать нам и истошными воплями призывать идти сдаваться в полицию ближайшего острова, куда мы пристанем, ибо они чего-то там забыли. На Эгине была пасха, и сдаваться было некому. На Идре они нас нагнали. Тут и выяснилось, что "Черная жемчужина" недаром получила такое название. Оказалось, что она не чартерная лодка, а хозяйская (благодаря чему она было оборудована множеством мелочей, не встречающихся обычно на простых лодках). И эти деятели, забыли выписать нам "доверенность" на управление лодкой. Собственно, юридически говоря, мы были вполне себе нормальными угонщиками. Оставалось только поднять черный флаг (даже название менять не требовалось) и можно было возрождать славные пиратские традиции жителей этих мест.
Вдобавок выписать эту доверенность, и поставить на ней печать можно было только в Афинах. Поэтому нашедший нас представитель компании изъял "техпаспорт" лодки, и отбыл с ним в Афины, пообещав вернуть его на Спеце.
Вдобавок он сообщил, что встали мы на место местных рыбаков, и нам точно нужно искать себе другое место.
И пока экипажи пошли знакомиться с городом, мы с Ольгой пошли общаться с полицией.
Для того что-бы добраться до полиции, пришлось подняться по крутой лестнице.
Полиция, почти сплошь состоявшая из молоденьких и привлекательных девушек, сидела за столиком под деревом около своего участка и подкрепляла свои силы нехитрым ужином и парой-другой бутылок вина. Мы задали свой вопрос, и девушки подтвердили, что там, куда мы встали стоять было нельзя. А куда можно спросили мы? А вот туда, где стоят несколько рядов яхт. Но там же нет места? А вставайте в столько рядов, во сколько хватит, сказали они.
Проверив наши документы, они взяли с нас мелкий налог-причем с Жемчужины, поскольку документов на нее не было, они денег брать не стали. Нет документов- нет и лодки. Примерно так они они объяснили нам. Велико пиратское счастье.
Между прочим, на острове Идра нет машин...
...кроме полицейских и скорой помощи.
Прямо напротив полицейского участка на столбе болтался повешенный.
Он сильно смахивал на господина Киркорова, и символизировал Иуду.
Переставляя лодку нам пришлось выйти из бухты- настолько узкой она была. Пока Жемчужина переставлялась, мы вышли из гавани и кружили в море у острова, наблюдая, как он готовиться к празднику, и ждали сигнала Жемчужины. Однако когда еще несколько лодок устремились в гавань, я поспешил обратно, что-бы они не заняли последнее место. В результате мы стали четвертым рядом. Что-бы выбраться на берег, требовалось преодолеть неслабый квест: с одной лодки мы перелезали на другую, затем шли по чужой яхте, затем перелезали на рыбачий катер, заползали на его рубку, снова спускались вниз, и наконец проходили по узкой доске, напоминающей ту, что использовали для казни пираты, переброшенной через пропасть. И эта доска к тому-же шла вверх под углом градусов тридцать. Если вспомнить, что наш экипаж состоял не из матросов, привыкших к вантам, а в том числе и из бабушки, все это выглядело страшно. Впрочем, все справились. Только вызывало опасение возвращение- мы собирались посидеть в кафе, а возвращаться назад выпив вина и плотно пообедав, еще более сложно.
Салют на Идре.
На пасху Греки устраивают салюты, стараясь перещеголять друг друга.
Мы плотно пообедали в великолепном кафе, на одной из площадей на втором ярусе городка. Коронным блюдом был октопус на гриле, божественного вкуса. Слегка сбрызнутый лимонным вкусом, он погружал вкусовые сосочки в нирвану.
Уже вернувшись к лодкам мы попали на салют.
Он громыхал так, что казалось островитяне отражают вражеский штурм.
Еще одним элементом праздника, было сожжение того самого "повешенного", который символизировал Иуду.
Сожжение чучела Иуды- традиционный элемент Греческих пасхальных празднований.
На этом день завершился. Сытые едой и впечатлениями, мы отправились на яхту спать.
Ослики.
На Идре почти нет машин. Их заменяют ослики.
Первое, что мы обнаружили, проснувшись утром- таинственным образом исчезли две лодки, стоявшие между нами и рыбаками. Их капитаны предупреждали конечно, что утром уйдут, и даже говорили нам во сколько. Мы и проснулись в это время, что-бы их выпустить. Но они таинственным образом исчезли, тихо выбравшись, и не потревожив нас. Зато теперь путь на берег был отрезан.
Пришлось сдавать назад, восстанавливая переправу.
Решив эту проблему, мы отправились осматривать город при свете дня, и первое с чем мы столкнулись, были ослики.
Гуляя по городу, мы обратили внимание, что ступени на подъемах очень широкие. И сначала не поняли, для чего это. А потом просто увидели...
И закончили знакомство с Идрой прогулкой "по верхам" города.
Впрочем, это было не последнее впечатление от острова. Пока мы ходили осматривали остров, две яхты собрались выходить, стали поднимать якоря, и они зацепились за связку канатов на дне. Яхты долго кружили по бухте, пока водолаз, дежуривший в лодке около пирса, не отцепил якоря. Судя по тому, что он не извлек связку канатов, а бросил ее опять на дно, это его постоянный заработок. Когда мы выходили, то тоже подцепили канат, но Стасу, который стоял на якоре, удалось его сбросить.
02-05.05.2016

Два дня и три ночи на Спеце.

На Спеце нам наконец досталась нормальная стоянка, с электричеством и водой, и прямо на набережной. Поэтому мы решили провести тут два дня. Тем более что мне хотелось поподробнее исследовать этот прототип Фракосса.
По дороге на Спеце мы зашли в бухточку на Докосе. Была мысль там остаться на стоянку или на обратном пути. Но она нам не очень понравилась. Кроме того, поднимался ветер, от которого она не защищала, и мы искупавшись пошли к Спеце.
Там нам наконец повезло. При первом проходе мы не увидели свободного места, но "зайдя на второй круг" нашли узкую щель между двумя большими моторными яхтами. А женщина с берега начала нас активно зазывать туда. Жемчужина встала кормой к берегу, а мы приткнулись к ней. Утром яхты ушли, и мы встали уже нормально. Но самое главное, на причале были вода и электричество, от которых мы уже стали отвыкать в Греции.
День рождения Вовы.
На майские мы всегда в путешествии, поэтому Володя не всегда может отпраздновать день рождения в компании детей. Но в этот раз ему повезло.
Торт мы купили на Идре. И хотя он помялся в дороге, радости задувать воткнутые в него свечи это не помешало.
В поисках электрики, полиции и пляжа.
...и обретение велосипедов.
После полосы препятствий на Идре так приятно сразу по трапу сходить на набережную.
Обрадовавшись обретенным благам цивилизации, мы решили остаться на Спеце еще на день. И с утра развили бурную деятельность. Во первых, нам надо было найти магазин электрики. Пытаясь нарастить кабеля, которых не хватало до розетки на набережной от моей лодки, я сломал вилку. Во вторых, нужна была полиция- там нас должен был ждать документ на "Жемчужину". И в третьих просто хотели осмотреть город. А детям нужен был пляж. По набережной мы отправились к центру города.
Ворота в никуда.
В полиции мне решить проблему не удалось. Пакет там был, но я забыл документы на яхту, и его не отдали. Зато мы увидели пункт аренды велосипедов, и решили воспользоваться их услугами.
Вокруг Спеце на велосипедах.
Еще готовясь к путешествию, я прочитал, что Спеце стоит объехать на велосипеде. Поэтому увидав велопрокат, я загорелся этой идеей. Правда, сразу ее осуществить не удалось- ливневый дождь загнал нас под крышу. Зато когда выглянуло солнце, и умытый дождем Спеце засиял всеми красками, а воздух стал нереально свеж, я, Ольга, Алексей и Володя отправились в путь.
Мы поехали по узкому серпантину дороги, которая шла по побережью строва опоясывая его. Общая длина пути составила 26 километров.
Несмотря на небольшой подъем, прокатные велосипеды практически не ехали в гору. Они отказывались переключать передачи и цепь проскальзывала при сильном нажатии.
С каждым поворотом открывались новые прекрасные виды. И остров представал немного с другой стороны. Машин было очень мало, на велосипедах ехали мы одни, зато очень много было квадроциклистов (их тоже выдавали в аренду) и мотоциклистов. Одна группа мотоциклистов несколько раз проехала мимо- такое впечатление, что они кругами катались по острову. Немедленно вспомнился анекдот про эстонцев и круговое движение "Не более трех кругов".
Я все время пытался сопоставить увиденное с вдохновенными словами Фаулза. Все-таки "Волхв" произвел впечатление. Конечно не такое, что бы ходить с книгой и искать следы и прототипы на местности, как это делали некоторые англичане после выхода книги, но достаточное, что-бы присмотреться к острову поближе. Впрочем, с тех пор все очень сильно изменилось...
"От Афин до Фраксоса - восемь восхитительных часов на пароходике к югу;остров лежит милях в шести от побережья Пелопоннеса, в окрестностях себе под стать: с севера и запада его могучей дугой обнимают горы; вдали на востоке изящная ломаная линия архипелага; на юге нежно-синяя пустыня Эгейского моря, простершаяся до самого Крита. Фраксос прекрасен.Другие эпитеты к нему не подходят; его нельзя назвать просто красивым, живописным, чарующим - он прекрасен, явно и бесхитростно. У меня перехватило дух, когда я впервые увидел, как он плывет в лучах Венеры, словно властительный черный кит, по вечерним аметистовым волнам, и до сих пор у меня перехватывает дух, если я закрываю глаза и вспоминаю о нем. Даже в Эгейском море редкий остров сравнится с ним, ибо холмы его поросли соснами, средиземноморскими соснами, чья кора светла, как оперение вьюрка. Девять десятых поверхности не заселены и не возделаны: лишь сосны, заливчики, тишина, море. С северо-западного края у двойной бухточки притулился элегантный выводок беленых построек".

Джон Ро́берт Фа́улз
Писатель
Где-то там,слева, на поросшем лесом мысу острова Спецес, и стоит та самая вилла, Иасемиа, что послужила прототипом виллы Бурани из романа Фаулза "Волхв" на мифическом острове Фраксос.
И, заканчивая тему Фаулза. Вилла Бурани, где происходит действие его романа имела прототип. Покопавшись в интернете, (следовательно информация неподтвержденная) я нашел ее настоящее название. Она называется Иасемиа — «жасмин» — и находится на южной оконечности острова, рядом с пляжем Святой Параскевы Пятницы.
А вот, как сам Фаулз описывает виллу:
"В конце мая, воскресным днем, голубым, как изнанка птичьего крыла, я взбирался по козьим тропам на водораздел, противоположный склон которого до самого берега, на протяжении двух миль, устилала зеленая пена сосновых вершин. На западе, за шелковым ковром моря, высилась тенистая горная стена материка, эхом отбрасывавшая на пять-шесть десятков миль, к южному горизонту, звон огромного колокола высот. Лазурный, изумительно чистый мир; глядя на ландшафт, что открывался с вершины, я, как всегда, позабыл о своих огорчениях. Пошел по гребню холма на запад, вдоль диаметра двух глубоких перспектив, северной и южной. Вверх по стволам сосен, как ожившие изумрудные ожерелья, скользили ящерицы. Тимьян, розмарин, разнотравье; кустарники с цветами, похожими на одуванчики, тонули в лучистой синеве неба. Через некоторое время я достиг места, где с южной стороны поверхность шла под уклон, чтобы круто оборваться к морю. Здесь я всегда усаживался на бровку и курил, блуждая взглядом по гигантским плоскостям водной глади и гор. В то воскресенье, не успев устроиться поудобнее, я сразу заметил некую перемену в пейзаже. Внизу, на полпути к южной оконечности острова, виднелась бухта с тремя домиками на берегу. Отсюда побережье, изрезанное низкими мысами и потаенными заливчиками, изгибалось к западу. С той стороны обжитой бухты вздымалась крутая скала, вдававшаяся в глубь острова на несколько сотен ярдов - красноватый откос, покрытый осыпями и трещинами; скала служила словно бы крепостной стеной одинокой виллы, стоявшей на мысу позади нее. Я знал лишь, что дом этот принадлежит афинянину, видимо, состоятельному, который наезжал сюда только в разгар лета. С водораздела просматривалась плоская крыша, остальное заслоняли кроны сосновой рощи. Но сейчас над крышей вилась белая струйка дыма. В дом кто-то въехал. При виде ее я разозлился злобой Робинзона, ведь теперь южная часть острова уже не безлюдна, а я чувствовал ответственность за ее чистоту. Здесь были мои тайные владения, и никто больше - тут я смилостивился над бедными рыбаками, обитателями хижин - никто, кроме местных тружеников, не имел на них права. Вместе с тем меня одолело любопытство, и я стал спускаться по тропинке, ведущей к заливу на той стороне Бурани - так назывался мыс, на котором стояла вилла. Наконец за соснами блеснуло море, гряда выгоревших на солнце валунов. Я вышел из леса. Передо мной лежал широкий залив: галечный пляж и стеклянная гладь воды, окольцованные двумя мысами. На левом, восточном, более крутом - это и был Бурани, - среди деревьев, росших здесь гуще, чем в любом другом месте острова, пряталась вилла".

Мы не нашли на острове сосновых "лесов". Так, несколько рощ. Впрочем, леса скорее всего просто сгорели. Недаром на дороге через определенное расстояние стоят громадные пожарные бочки с водой. В таком климате все очень сухо, и пожары могут возникать моментально. И, самое печальное, не нашли и следов той мистики и очарования, и тайны. Сатиры и нимфы не выживают там, где заводятся туристы...
Вечер закончился ужином в таверне, впрочем весьма обычным и не дешевым- на Спеце оказались самые дорогие цены из всех мест в Греции где мы были.
Вова устал, и изображал томную грусть.
04.05.2016

Пикник на Спеце

В это день у нас была запланирована якорная стоянка в дикой бухточке, и празднование моего дня рождения.
День начался с уже привычного. Похода в полицию. Пошли мы с Ольгой. Нас там продержали час, долго созванивались с хозяевами яхты, с полицией на Идре, сначала изучали документы, а потом их копировали. И еще что-то хотели у нас узнать. Что, так и не поняли. После часа этой бурной деятельности, наше терпение иссякло. Мы показали на документы, и сказали что хотим уйти. Полицейские по моему немного удивились, и растерялись, но отдали нам "техпаспорт". Мы его забрали, и немедля покинули полицию. Вернулись на яхту, и приготовились к отплытию.
Пред отходом немного порадовали местных зевак в кафе напротив яхты- устроили помывку из шланга.
Обогнув остров с севера - во время этого перехода нас немного покачало на волнах, в отличии от почти полного штиля во все остальное время, мы выбрали небольшую бухточку и встали на якорь. Бухта была не то что-бы дикая- на берегу стояло кафе, но еще сейчас нерабочее, а на мысу стоял какой-то дом. Вдобавок все побережье было уставлено табличками на Греческом, но с вполне угадываемым смыслом- Стой! НЕ ходи!
Тем не мене к этому всему прилагалась удобная для якорной стоянки бухта, к тому-же удачно защищенная от ветра, и пляж. Мы решили не обращать внимания на таблички, и встали на якорь.
Пока остальные члены команды занимались переправой на берег людей и снаряжения, я занялся приготовлением шашлыков. Поскольку мангала у нас не было, пришлось сделать кострище в камнях у самой воды. Гореть там было нечему, и я принял все меры предосторожности, даже поставил ведро с водой для тушения, но все равно не уверен что все это законно.
Сам пикник прошел на полянке под теми самыми средиземноморскими соснами, и был хорош. Мы не съели все, что наготовили. Не получился только октопус- его перед жаркой следовало подготовить, а так он получился жестким и резиновым. Но, я надеюсь, настроения это никому не испортило.
Между прочим, тут я действительно увидел что на острове растет много специй. Спецес недаром созвучен специям. И хотя это лингвистическое совпадение, специй тут полно. Когда я жарил шашлык, то добавил несколько прямо тут растущих растений. Не знаю, как они назывались, в ботанике я не силен. Но пахли хорошо, и особенно с бараниной были великолепны.
Было так необычно готовить, когда специи можно сорвать прямо под ногами. И ужинать на берегу моря, под плеск волн, под соснами Греческих берегов, осененных мифами...
Глубинка острова Спеце.
Утром мы с Любой прошли по окрестностям, и неожиданно обнаружили на втором мысу нашей бухты маленькую церковь.
Церковь святого Георгия
Церковь была закрыта, но мы заглянули в окно. Богатое убранство икон, мне показалось из янтаря.
Все в идеальном состоянии, и украшено цветами. На двери висело подношение-мешочек с оливковым маслом. Вот тут интересно было бы встретить пасху!
Вообще место оказалось очень живописное.
Я уже второй раз в яхтенный поход беру с собой рыболовные снасти. Конечно, хочется поймать тунца, но пока статистика складывается в пользу живого мира, которому я своими снастями вреда не причиняю. Но и без улова не остаюсь. В Турецком походе, забросив донку, я поймал плавательную маску. Снимаясь с якоря на Спеце, мы увидели на дне полотенце, упавшее с яхты. Как его достать? Нет проблем! Садимся в лодку, на троллинговое удилище ставим пилькер, пятнадцать минут "лова"и вуаля- полотенце спасено!
Эмоции почти как при поимке настоящей добычи!

Пока, Спецес!
05-06.05.2016

Порос.

Порос был последним пунктом остановки на нашем пути обратно в Афины. Во всех описаниях стоянок в Греции говорилось, что уж там можно будет найти место. Это оказалось правдой. Вся набережная города, длиной пару километров, представляет собой сплошную пристань для яхт.
По пути на Порос Люба сидела на корме и чистила рыбу, бросая очистки в воду. Не знаю, это ли, или что другое привлекло внимание дельфинов, но они вдруг появились близко от лодки и устроили прыжки метрах в десяти. К сожалению, нормально заснять их не удалось, но по моему это были дельфины другого вида, мельче тех, что мы видели в Турции.
На Поросе мы провели время "по туристски"- покупали сувениры, бродили по лавочкам, знакомились с местным колоритом, гуляя по узким улочкам,сидели в кафе.
Каждый нашел тут себе что-то интересное.
Вечер порадовал нас красивым закатом...
Путешествие заканчивалось.
Выйдя из Пороса, мы устроили большое купание.
Our Company

Дети в походе.

В этот раз у нас подобрался большой детский коллектив. Четыре мальчика, самому старшему из которых было 12 лет. Дети вели себя достойно, и не только не создавали проблем, но и активно помогали в швартовке и других манипуляциях с яхтой.
Дети на яхте требуют повышенного внимания, и не должны оставаться без надзора, особенно на переходах. Естественно, это создает повод для определенного волнения родителям,особенно если они маленькие. Но это не может быть препятствием для участия детей в походе.
Новые впечатления, ответственность, участие в управлении яхтой, помощь при швартовке, развешивание кранцев,мойка палубы и другие действия делают поход очень интересным для детей.
Им некогда скучать, и всегда есть чем заняться.
И напоследок я скажу...

Отправить ответ

1 Комментарий на "Саронический яхтинг. Дневник похода."

Войти с помощью:
Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Valery Presnyakov
Гость

Здорово! Отлично написано, читается на одном дыхании! И фотографии — любо-дорого посмотреть…