Путешествие в гости к Санте
В поисках снега
В начале 2013 года, утомленные чернотой земли, напрасно ждущей снега даже в январе, решили его поискать. И с этой целью направились на север, в Лапландию, прямо в логово Йелопукки. Наш автопробег проходил по маршруту Пункахарью-Йонесу-Кажаани-Рованиеми-Деревня Санта-Клауса-Санта-Парк-Оулу-Куопио-Пункахарью.
Стоял пятый месяц отнюдь не золотой осени. Хляби, темнота, и серость окружающей реальности убивала новогоднее настроение. Побег из Питера в Финляндию, ничего не изменил- дождь оставался дождем, серость серостью.
Дети, мы, и все пребывающие гости мрачно сидели дома, среди гор салата и прочей снеди,
Новогодняя елка. Салаты новогодние.
Как встретишь год, так его и проведешь. Если верить этим приметам, то почти любой год у большинства людей в России должен проходить в обжорстве, безделии и в полусне.
спали, ели, играли в настольные игры, и даже не помышляли о выходе за пределы стен.
Я впал в отупляющее состояние слабо и главное специфически мыслящего организма- поел-поспал-поел-поспал, подумал, что поесть, приготовил поел, поспал. Время суток стиралось- мы просыпались тогда, когда уже было темно. Дети хотели только играть- атмосфера стремилась к полному разложению активного в наших личностях.
Надо ехать! Решила Ольга, меньше других затронутая параличем воли. Дети не хотели ехать. Только обещание что мы найдем, Санта-Клауса и самое главное снег, ожидающий их в сказочной Лапландии, убедили их согласиться на поездку. Сказочная Лапландия! Вкусная оленина…мм. Эти образы уже мне помогли добрести до машины. Как бы то не было, забронировав мотель в Ристиярви около Кажаани, на полпути в Рованиеми, поздно вечером 4 января мы выехали. Снег появился только километрах в ста после Йонесу. Дети выскочили из машины на первой остановке, и радостными папуасскими пляскам приветствовали его.
Добравшись к месту нашего ночлега, в мотеле мы с сами с неприкрытым энтузиазмом принялись фотографироваться со снежной скульптурой стоящей около двери в наш домик.
Снеговик. Снежная баба.
А на следующий день, уже проснувшись и выглянув в окно, мы уверились, что зима нам не приснилась.
И вот такие заснеженные дали, и вот такие дороги, по которым мы ехали в Рованиеми- это все есть на земле.
Зимняя дорога
Так приятно смотреть на заснеженный лес после противоестественной черноты зимой.
Рованиеми
Город на полярном круге.

Прибыв в Рованиеми и заселившись в отель, мы выбрались гулять по городу. Я, сразу-же устремился к своей истинной цели приезда сюда – оленьему окороку, проявив чудеса целеустремленности. Выбрав в интернете ресторан лапландской кухни Нили, мы радостно завалились туда. А вы бронировали столик? Спросили нас. Нет. Растерянно сказали мы. Тогда ближайшее время бронирования- через три часа. Мы не расстроились, и отправились бродить по Рованиеми. Что могу сказать про город? Обычный новый финский город (он был весь разрушен немцами во время Лапландской войны, и отстроен по проектам вездесущего Аалто), приправленный оленье-зимней экзотикой. Безумно дорогой. Оккупированный русскими- в основном из Мурманска и Москвы. Причем эти русские, зримо (хотя точнее будет сказать аудиально) отличались не в лучшую сторону от Питерцев. Даже сложно сказать чем- наверное все-же грубостью речи, неоднозначным и частым использованием спорных идиом русского языка при обычном, мирном общении в том числе со своими детьми.
Наши дети скоро нашли горку на реке, около моста «Свеча сплавщика», и никуда не захотели оттуда уходить.
Мост свеча сплавшика. Раньше прожектора моста служили своеобразными маяками, для сплавщиков леса, и тех, кто мог заблудится во тьме полярной ночи.

Я остался их сторожить, а Ольга пошла бродить по городу. Наконец, время истекло, и мы пошли в ресторан. По пути порадовались вот такой вывеске -
Паб. Public House.
А впрочем, все правильно, ведь паб изначально и был общественным домом, куда заходили пообщаться честные английские буржуа.
Наконец мы дождались своего времени, и попали в центр Лапландской гастрономии- Ресторан Nili .
Ресторан немного разочаровал. Нет, еда была вкусная, и отменно приготовленная- но размер порции…
я съел основное блюдо, и в одиночку закуску, про которую в меню было сказано – минимум на двоих, и ушел не скажу что сытым. А цены… цены как и везде в Рованиеми космические. Мы это поняли еще при бронировании отеля- ближайшую по нормальной цене гостиницу букинг предлагал нам в ста километрах, причем в уже в Швеции. На следующий день мы отправились на полярный круг.
Йоулупукки в естественной среде обитания.

Если вы думаете, что Йоулупукки, финский дед мороз, был добреньким, типа нашего дедушки, то вы сильно ошибаетесь. Взгляните хотя-бы на эти фото-
Йоулупукки
Придет такой дедушка, и...
А они судя по всему еще и целыми бандами ходили.
Йоулупукки на сопках Лапландии
Имя Рождественский Козел, как переводится Йоулупукки с финского, более соответствует и облику и характеру этого персонажа. Вообще, Йоулупукки, можно назвать предтечей АНБ- ибо он согласно легенде, организовал тотальное прослушивание всех детей в мире. Причем для этого он использовал в качестве микрофона свое жилище, сопку, в виде ушей. Если они были послушны, он приходил и дарил им подарки. Если нет, то пугал. Ныне же все смешалось на сопках Лапландии- козлиная сущность скрылась, и вообще из растительности на нем осталась только борода, сам он почти мимикрировал в Санта-Клауса, и в помощниках у него то ли- эльфы, то ли гномы. На самом деле, в Рованиеми ни Санта, ни Йоулупукки не живут. По одной из версий Йоулупукки живет на сопке в Лапландии на горе Корватунтури - под конвоем Русских погранцов - прямо по ней проходит русско-финская граница. Ну, а Санта как известно- на Северном полюсе.
А логистику подарков у Йоулупукки вообще на аутсортинге в «Пещерах Эха» делают гномы. А в Рованиеми у него офис, представительство так сказать. И вообще, все это началось в 1950 году , когда Элеонора Рузвельт, жена Франклина Д. Рузвельта, побывала в этом месте. В честь ее прибытия тут построили хижину,стоящую до сих пор, потом еще- и понеслось. Стоят до сих пор, и не только строят, а и копают. Поблизости от деревни Санта- Клауса, в сопке выкопали громадную пещеру. Теперь там «Санта-Парк».
Пройдя через небольшую выставку рождественско-новогодних традиций разных стран (вот например, как они представляют русские традиции- особенно умиляет телевизор)
Мы попали на аудиенцию к Санте. А это была именно аудиенция, и Санта был столь-же величественен, как монарх на троне. Каждому он находил хоть слово на его языке. Китайцу говорил что-то вроде «сяо-сяо-ба» русских слов он знал заметно больше, и сумел даже расспросить детишек откуда они и сколько раз в Финляндии.
Выйдя от Санты, мы окунулись в бурную жизнь деревни. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что дети больше всего радовались не банальному в эту зиму снегу, и обычной горке.
С трудом мы оттащили их от горки и заставили покататься на оленях. Закутавшись в меха, дети сели в сани, погонщик встал на полозья ссади, и олени скрылись за поворотом.
Очень интересные у оленей ноги оказались- они расширяются к низу, для большей опоры на снег.
Копыта оленей
Лапландская тема была представлена чумом, костром, лабазом и рестораном.
Лабаз?
В этом ресторане подают вкуснейшего лосося жареного на углях.
Ну а затем мы окончательно превратились в цивильных туристов и стали посещать все аттракционы деревни. Есть тут и почта Санта-Клауса, на которой толпиться народ, и отправляет письма. Как водиться много магазинов всяческих красивых ненужностей, с какими-то уж совсем запредельными ценами. Несколько кафе- одно из них, в виде чума посреди которого стоит печка с открытым огнем на которой жарят лосося мы посетили. Вообще много всего еще в округе- целый Ледяной мир Арктис- куда мы не добрались из-за отсутствия времени.
Впрочем, меня больше всего заинтересовал полярный круг, который в деревне отмечен вот такими столбами с проводом и линией на земле, а на дороге- треугольной аркой. Хоть и понятно, что это полная условность, приятно, что добрался до одного из мест, которые стоят в списке к посещению
На почте Санта-Клауса
Полярный круг проходит сквозь меня.
Странный арт-объект
Пока, деревня Санты! Пока, Йолопукки!
Подробнее о деревне тут - http://tvoirovaniemi.livejournal.com/15519.html
  1. Пещера Санта-Клауса, и атипичные эльфы. Санта-парк
В паре километров от деревни, финны выкопали в сопке громадную пещеру. Какая ее площадь не скажу, на входе цифры были, а в инете не нашел. Но только туннель ведущий в нее, длиной 200 метров. Не удивлюсь, если это объект двойного назначения - в случае чего готовый командный пункт)))
Впрочем, это и есть по легенде командный пункт Санта-Клауса, где он комплектует свои подарки и командует армией своих помощников. Сейчас там действительно парк- множество аттракционов, кафе, школ эльфов, сцена, паровозики везущие детей через сказку, парк Сердитых птичек, и много чего еще. Мы не смогли обойти и половину закоулков.
По легенде создателей пещеры, Санта, забравшись как-то на сопку Сювесенваара, пожелал иметь там пещерку, и несчастные подневольные эльфы, вынуждены были выгрызать в скале ему жилище. В общем, полный и окончательный пост-модернизм- Козел, ставший Сантой, эльфы, занявшие экологическую нишу гномов, и кругом почти сплошные русские- для окончательного торжества сюрреализма не хватает только нетрадиционно-ориентированного Санты. Впрочем, при экскурсии на паровозике были видны многие странные сценки, и даже парный танец двух Сант, так что возможно, и в этом направлении многое уже делается))).
Все очень недешево. Все очень круто. Неимоверно много народа. Очереди как в мавзолей на паровозик и в школу эльфов.
Пещера Санта-Клауса
Через этот аттракцион едет поезд с детьми. и им показывают всякие рождественские сценки
Гном- чаеделатель
Пока дети развлекаются, взрослые имеют возможность присесть за столик.
Школа эльфов в пещере Санта-Клауса.
Школа эльфов.
Представление
И висит Санта на люстре... к чему бы это?
Нетрадиционные Санты?
Хорошие фотки и подробное описание- тут.

И еще о русских- их столько… на стоянках около деревни и парка редкие машины финнов терялись среди моря русских номеров. Вот, например тут, среди этого ряда машин, всего три финские.
Оулу, Куопио и назад
Оулу- рациональный город с безумными памятниками.
Выехав из Раваниеми, мы направились в Оулу, где переночевали, и утром отправились бродить по городу.
Оулу мне показался чересчур рациональным городом, в котором все математически правильно и холодно рассчитано. И подавлен сам дух распиздяйства. Впрочем, некоторые местечки- старые портовые амбары, превращенные в магазинчики, безумные памятники,

и дома, стоящие прямо в воде как в Венеции очень даже ничего. А рынок, где продавалось много вкусностей и безделушек окончательно исправил первое впечатление.

Старинная деревянная часть города Оулу
Современная модернистская часть. Еще одна Северная Венеция.
Подавленное северной рациональностью безумство находит себе маленькую отдушину в памятниках.
А в целом Оулу приятный город. Очень понравился рынок.

И напоследок мы посетили Куопио. Ничего не могу сказать про город- слишком мало мы там были. По первому впечатлению от мне понравился. Гастрономическая жизнь разнообразна- море разного рода ресторанов. В рыбном «Сампо», куда мы зашли- громадные порции.
Вернувшись в Пункахарью мы уже не застали там гостей, снега Лапландии остались только в воспоминаниях и на фото, вокруг была уже привычная серая хмарь, и путь наш лежал дальше, в Петербург, навстречу будням и работе.
Пункахарью-Йонесу-Кажаани-Рованиеми-Деревня Санта-Клауса-Санта-Парк-Оулу-Куопио-Пункахарью. Три дня. 1500 км.