Путешествие в Португалию. Январь 2013 года.

Путешествие в Португалию. Лиссабон.

Мы собрались в Португалию как всегда почти случайно - куда лететь было все равно, любая страна южной Европы устраивала. Есть билеты в Португалию? Отлично! Тогда мы летим туда.

Надо сразу признать - несмотря на мою любовь к истории, и особенно к одному из любимых периодов прошлого - Эпохе Великих Географических открытий, неразрывно связанных с Португалией, я воспринимал ее, как и, наверное, большинство, неким придатком Испании, по недоразумению не принадлежащем ей. Тем приятнее было ошибиться. Португалия оказалась очень интересной страной, до отказа наполненной разного рода достопримечательностями, которые стоит увидеть.
Часть первая.
Маркиз, кругом маркиз...
Мы остановились в отеле, недалеко от площади маркиза Помбала. Маркиз Помбал в Португалии - это все. Это как десять наших Петров. Он вездесущ, он в памятниках, названиях улиц, кафе, площадей, метро, во всех путеводителях. И, кажется, успел больше, чем все остальные правители вместе взятые. Он определил район производства порто - первым в мире законодательно выделив винодельческий регион, спас страну после Лиссабонского землетрясения, заложил основы сейсмологии, изгнал иезуитов, реформировал экономику, заключил союз с Англией, основал… Да миллион дел успел этот маркиз. Хотя препятствия приходилось преодолевать немаленькие. Чего стоит только одно Лиссабонское землятрясение 1 ноября 1755 – оно почти полностью разрушило город, и положило начало упадку Португальской колониальной империи. Случайно уцелевший король, с ужасом спросил Помбаля, что же теперь делать? На что маркиз дал гениальный в своей простоте ответ - Похороните мертвых, накормите живых. Для этого он предпринял жесточайшие меры - закрыл выход из города, всех уцелевших направив на разбор завалов и сбор тел погибших, остановил мародерство, повесив разом двести грабителей, устроил массовые захоронения, в том числе и в море, чем смог избежать эпидемий. А затем заново отстроил город, вместо средневековых улиц проложив широкие проспекты и по специальному плану, более того, проверяя вновь строящиеся дома на сейсмоустойчивость.
Вид на Лиссабон, на памятник маркизу Помбалу, и бульвар его имени.
И не только на автомобилях - вот так некоторые жители Лиссабона выносят мусор.
Тем не менее, рельеф города все эти катаклизмы и преобразования не изменили – Лиссабон, как и все осмотренные нами города Португалии, представляет собой скопление невероятно крутых холмов, с выходами скал, густо застроенными домами и прорезанных улочками, замощенными мелкой черно-белой плиткой, выложенной в замысловатые узоры. Улочки эти идут вверх или вниз под запредельными для меня углами, так, что даже ходить страшно местами, а Португальцы еще и носятся по этим улочкам на автомобилях с немаленькой скоростью.
По этой улице, кстати, ходит подъемник, в виде трамвая, один из трех в Лиссабоне.
Мы нашли два. Один вот этот, который поднял нас на вершину холма, откуда мы спустились обратно вниз, а второй - натуральный лифт, но его мы посетили во второй приезд в Лиссабон.

Улица настолько узка, что когда трамвай едет, случайные пешеходы вынуждены прятаться в подворотни.
Часть вторая.
Павлины королевского замка.
Второй день. Продолжение знакомства с Лиссабоном.
На следующий день, мы совсем отуристились. Гуляли по городу, в парке, на вершине горы, с которой открывается прекрасный вид на Авеню свободы, памятник маркизу Помбалу, и внизу гавань Тежу. Непременным атрибутом этого района были заходящие на посадку самолеты- очень низко.
Затем съездили на обзорную экскурсию на двухэтажном туристском автобусе, который провез нас по всему городу. На самом деле я даже расстроился. Столько всего интересного в этом городе! А за столь короткую поездку так мало можно успеть увидеть! Королевские дворцы, музей каравелл, район Алафама, Мост Васко-да Гамы...И маленькие неожиданные сюрпризы- так, мне больше всего запомнился гидросамолетик, на котором впервые долетели из Португалии до Бразилии.

И как и положено, показавшаяся всего на миг натуральная Зелная Дверь в стене, в еврейском квартале...
Разрозненные сценки, образы, отрывки чужой жизни. Как в калейдоскопе мелькали перед нами блики, грани прекрасного города.
Отойдя замка Сен Жоржи, мы попали в Алафаму, старый мавританский район Лиссабона, единственный уцелевший более или менее после Великого землетрясения. Улочки тут неправдоподобно узки и закручены невероятными спиралями.
А еще очевидно Алафамо только-что пережила нашествие дедов-морозов, или уж не знаю кто там выполняет его функции в Португалии. По крайней мере на стенах и трубах их было много застигнуто)))
В конце этого бесконечного дня мы прокатились на каком-то трехколесном драндулете вверх по улочке, к монастырю Сан-Винсенти-ди-Фора.
Впрочем, осматривать его у нас уже сил не было. Зато спускаясь от него, мы попали на Воровской рынок (Feira da Ladra)

Когда-то тут, наверное, действительно сбывали краденое, а сейчас это просто большой блошиный рынок, на котором продают всякую невообразимую фигню, от тибетских чаш и одежды, до старых книг, карт, магнитофонов и каких-то предметов, назначение которых даже уже не вспомнить и не понять.

В поисках кафе мы спустились вниз, и около православной церкви встретили русскую женщину, лет семидесяти, которая сидела и ждала службу.
Она уже шесть лет живет в Португалии, попеременно у своей дочери и сына, обосновавшихся тут. Мы долго с ней разговаривали, она даже приглашала в гости, но мы не пошли.
Пока мы разговаривали, Миша залез на дерево, и нарвал апельсинов, которые оказались необычайно вкусными.
Песнь Португальской тоски
Фаду.
Закончили день мы ужином в ресторане, где поют Фаду - песни, выражающие Саудаде. Саудаде - это неизлечимая и не объяснимая португальская грусть, меланхолия и томление, чем-то сродни Русской тоске. Только Русские лечат тоску водкой, а Португальцы перерабатывают ее в песни Фаду. Впрочем, ныне это почти исключительно аттракцион для туристов. Судя по тому, что певцы фаду появлялись, пели песни и исчезали, мы заключили, что они мигрируют по многим кафе, исполняя пару - другую песен в каждом.
Португальская тоска.
На следующий день я взял машину на прокат. К сожалению, в ней не оказалось карт в навигаторе. Мне предложили съездить в аэропорт, и там взять машину с навигатором. Но я отказался, не желая тратить время.
И уехал без навигатора, не предполагая, к какому количеству приключений это приведет.
Мы многое посмотрели в Лиссабоне. Но еще больше не успели. Не попали в Байшу. Не покатались на подъемнике в нее лифте Санта-Жушита. Не проехали через мост Васко-да Гамы. Я уже не говорю про музеи - например, Морской музей, где собраны богатейшие коллекции кораблей и всего связанного с морем… Вообще, я уже не первый раз убеждаюсь, что во время первой поездки в новую страну лишь только становиться понятно, куда надо попасть, так что одной поездки всегда мало.
Но наша поездка на этом не кончалась. Далее нас ждали Мыс Рока, Обидуш, Порто, и Синтра.
А Вас- продолжение описания.