Путешествие в Израиль март 2015. Часть первая. Гора Иерусалим.
Гора Иерусалим.
Этот визит в Иерусалим для нас был вторым. Удалось провести в нем два дня. Первый день был омрачен тем, что мы попались в хищные руки экскурсоводов. Бешеный бег и суета, создаваемая ими, не дали соприкоснуться с городом. Хотелось просто спокойно ходить, смотреть на людей, древние камни, сидеть в кафе, и знакомиться с духом города, а не нестись из храма в храм, с трудом понимая где ты и кто. К счастью, принеся ритуальную жертву страшному племени экскурсоводов, мы смогли выделить еще один день на самостоятельное посещение Иерусалима, и не торопясь исследовали его центр. В этот раз впечатление от него было другим. Исчезло ощущение сакральности, всего происходящего. Но осталось и усилилось ощущение города как живого и сложного организма. Безусловно Иерусалим, это город, где бурно кипит жизни и физическая, и духовная.

Иго экскурсоводов.

Экскурсоводы- вообще зло. Иногда неизбежное, но чаще просто привычное и докучливое. Бывает, умный экскурсовод, может смягчить это впечатление, и даже рассказать что-то интересное, но если попадается плохой…

В этот раз как раз такой нам и попался. Вера напомнила мне тех странных людей не от мира сего, чей облик сразу бросается в глаза своей нелепой чудаковатостью. Они всегда погружены в свой мир, шепчут что- то себе под нос, раскачиваются в метро, и совершают другие странные поступки. Мохнатое ретро пальто, резко контрастирующее с жаром Иерусалима, с которым она не расставалась, и теплый свитер,только усиливали это впечатление. Впрочем, Вера под нос не шептала. Ее голос был подобен иерихонской трубе и не замолкал не на минуту. И не минуты она не оставляла нам, что-бы вздохнуть и что-то увидеть самим. Аки стадо неразумных баранов, уверенно и властно гнала она нас по ей одной ведомому маршруту. Как она сама рассказала, Вера воспитывалась в кибуце. Может оттуда это ее желание командовать и понукать?


Экскурсовод Вера.
Смотровая площадка на горе Скопус.

На въезде в Иерусалим всех туристов ведут на смотровую площадку на горе Скопус. Обычай смотреть на город с этого места имеет богатую историю. Так, известно что еще первые туристы, прибывающие в этот город в древности очень большими группами, под водительством например таких известных личностей как Новуходоносор, Александр Македонский, Готфрид Бульонский и Саладин начинали знакомство с Иерусалимом с этого места. Карт надежных в то время не было, и они, стоя на горе, заранее намечали пути движения своих групп по Иерусалиму. К сожалению, нравы в те времена были дикие и суровые, группы были большие, и вели они себя еще хуже английских футбольных фанатов. Вследствие этого, был дважды разрушен еврейский храм, как минимум один раз вообще весь город, а уж страдал он постоянно.

С другой стороны горы не мене прекрасные виды- на иудейскую пустыню.

Иерусалимская рефлексия.
Детство и юность.
Мы уже были в Иерусалиме; В первый приезд краткость визита и обилие впечатлений не оставляли места для размышлений и рефлексии. В этот раз я ходил уже по знакомым местам. И меня остро поразила замеченная еще в прошлый раз несоразмерность рисуемого воображением масштаба библейских событий, и запечатленного в камне храмов современного представления об этом.
Например, Голгофский холм. Крестныйход Христа на Голгофу - само это выражение рисует нам тяжкий подъем под палящим солнцем пусть на небольшой холм, но уж никак не на высоту второго этажа в пятнадцать ступенек. А ведь и Голгофа, и камень миропомазания, и пещера где был похоронен Иисус- все находится внутри этого храма, который снаружи и за храм то не сразу примешь. А еще там имеется пуп земли. Интересно, что сейчас храм одновременно используется несколькими конфессиями.

Храм гроба господня.
Прямо в этом храме находится и Голгофа, и пуп земли, и плита на которую положили тело Христа.
Гефсиманский сад размером с небольшой сквер, с несколькими старыми оливами. И все рядом, в пределах одного храма, одной улицы, или в крайнем случае нескольких сотен метров. И пуп земли, и пещера, куда унесли тело Христа, и где он воскрес, и другие святыни. И даже гора, где сотворили Адама. Масштаб чуть больше чем у театральной постановки, а отнюдь не величайшей мистерии мира.


Гефсиманский сад.
Оливковые деревья Гефсиманского сада.
В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив. Исследование, проведенное Национальным Исследовательским Советом Италии в 2012 г., показало, что некоторые из них относятся к числу древнейших, известных науке. В результате радиоуглеродного анализа старейших частей стволов трёх деревьев были получены даты 1092, 1166 и 1198 н.э. Тесты ДНК показывают, что деревья были изначально высажены от одного родительского растения. (Википедия)
А вообще оливковые деревья практически вечны...
Русская церковь
Очень мешают почувствовать трепет и благоговение святых мест безумные толпы туристов, с фотоаппаратами и без малейшего понимания куда и зачем они пришли. В этой многоязыкой буйной толпе верховодят экскурсоводы, а священники низведены до уровня артистов по типу дикарей в этнографических деревнях или технического персонала. Честно говоря, в Русских церквях, даже самых провинциальных и маленьких, ощущение присутствия бога и сакральности пространства ощущается куда лучше.

В какой-то момент меня захватила мысль о чуждости для нас, русских и России рожденного в этих жарких холмах сына бога и созданной на этой основе религии. Но, если посмотреть с другой стороны, все становиться на свои места.

Россия, как бы кто к этому не относился, прочно впитала в себя христианство, гораздо глубже обрядов и церквей. На уровне самосознания народа, и как основу культуры.

А мистерия Христа- это младенчество и детство христианской цивилизации.

И как в детстве любого человека младенческие воспоминания приобретают непропорциональный для стороннего наблюдателя вид. Маленький лужок в трех шагах от двери дома- запоминается как громадные и неосвоенные прерии. Куст- дикие дебри и леса. Малейшие события, будучи запечатленные в чистой памяти ребенка, имеют для него огромное значение и служат основой поступков в будущем. Причем, даже не важно, были ли эти события на самом деле. Достаточно, что мы о них помним…

Но если бы Иерусалим был только христианским городом…


Гора Иерусалим.
В Иерусалиме поражает плотность и разнообразие разных культур и религий на столь малой площади.
Старый город состоит из нескольких кварталов, разных народов. Но и в новом городе разнообразие не меньше.
Вооруженных людей обоего пола можно увидеть в Израиле повсюду.
Одетые как для театральной буфонады евреи-ортодоксы, военные, девушки с автоматами, арабы, «обычные» евреи (всех оттенков кожи), туристы, негры-туристы с непонятными портретами своего возможно президента на спинах, и еще сотни различных видов людей. Все это бурлит, двигается, общается- но при этом четко знает свои границы. В арабский квартал, граница которого проходит прямо по улице, евреи не заходят. Военные патрули ходят только по своей стороне улицы. Впрочем, и арабы, и евреи сами распадаюся на десятки или даже сотни подтечений. Как и десятки Христианских церквей разных конфессий…

Впрочем, это легко объяснимо. Если взять и сравнить равнину и горы- разнообразие и ландшафтов, и природы, и климата, и людской культуры в горах будет неизмеримо больше, чем на такой-же площади равнин. На одной стороне горы, может жить один народ, на другой- другой. И они даже не будут знать языка друг друга. На равнине это сложнее. Силы истории перемешивают разные племена, и сливают их в нации. В Иерусалиме же не просто горы физические. В Иерусалиме горы духа, метафизические. Обычные горы возникают, когда сталкиваются плиты материков.

В Иерусалиме столкнулись сразу три, а скорее даже четыре материковых плиты религий и порожденных ими цивилизаций. Иудейская, мусульманская, христианская и сионистская- ибо современное еврейство скорее имеет в своей основе именно это течение девятнадцатого века, нежели наследует древней Иудее. Это не считая мелких групп и религий, а так- же бесчисленных версий христианства. Силы истории приложенные в этом городе перекорежили пространство идей, и в временном, и в физическом плане. Чересполосица христианских, еврейских, мусульманских кварталов; мечеть на месте иудейского храма, церкви на фундаменте иудейских святынь, одно и то-же здание, бывшее сначала мечетью, потом церковью, потом опять мечетью...

И ведь все это не просто застывшие, запечатленные в камне и и почти забытые и мертвые следы истории. Это символы, влияющие прямо сейчас на жизнь сотен миллионов людей, определяющие их сознание. Символы, ради которых и во имя которых до сих пор льется кровь, и кипят страсти. Все это порождает такую разницу потенциалов, такой ток человеческой энергии, что уже одно это действительно делает этот город великим. И пусть могила Адама, Голгофа и пуп земли в одном храме вызывают улыбку, какая разница где они находятся в реальном мире? В мире идей они, несомненно, существуют, и они велики.

Нам не удалось подняться на храмовую гору. Зато мы попали в подземелья стены плача.
Подземелья стены плача.
Нынешняя поверхность площади стены плача на 20-25 метров выше уровня улиц Римского периода.
В Иерусалим стоит приезжать. И, я думаю, если суждено, я там побываю еще несколько раз. Как минимум Храмовая гора и Квартал ортодоксов стоят того, что-бы с ними познакомиться.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
wpDiscuz